Конструктивный конфликт как способ мотивации персонала. Поддержание мотивации

ПРОГРАММА СЕМИНАРА

1. Технологии управления адаптацией персонала. Адаптационные программы и механизмы.

2. Современные методы диагностики кадрового состава и кадрового аудита.

3. Аудит и мониторинг кадрового состава и человеческого капитала.

4. Личная и профессиональная диагностика персонала. Аттестация и оценка персонала. Правовые вопросы оценки и аттестации персонала.

5. Планирование профессионального и карьерного роста работников.

6. Новые технологии работы с кадровым резервом.

7. Мотивация как комплекс факторов, направляющих и побуждающих поведение человека.

8. Мотивационный процесс. Этапы мотивационного процесса.

9. Мотивация персонала как персонал-технология.

10. Основные сферы мотивации.

11. Концепции и теории мотивации, применяемые в организациях.

12. Мотивационный менеджмент.

13. Основные задачи мотивационного менеджмента и трудовой мотивации.

14. Модель индивидуальной и коллективной мотивации.

15. Мотиваторы. Мотивирующие факторы.

16. Принципы воздействия на мотивацию.

17. Векторы мотивации к работе.

18. Методы улучшения параметров работы. Обратная связь. Факторы активации.

19. Причины пассивности работника.

20. Процесс потери интереса к труду.

21. Экономическая мотивация.

22. Способы экономического стимулирования.

23. Нематериальные (неденежные) методы мотивации персонала.

24. Управление мотивацией персонала.

25. Управление по целям.

26. Методики построения мотивационного профиля.

27. Построение системы мотивации и стимулирования в организации.

28. Связь мотивационной программы с аттестацией и оценкой персонала.

29. Диагностические исследования мотивационной сферы и направленности личности.

30. Психологические тестовые методики.

31. Конфликт как тип трудных ситуаций в общении:

· Понятие конфликта. Структура конфликтной ситуации.

· Динамика развития конфликтной ситуации и конфликта. Позиции и интересы в конфликте.

· Ложно понятый конфликт и способы его обнаружения.

· Нарушенная коммуникация как предпосылка конфликта.

· Конструктивные и деструктивные установки и способы поведения в конфликте.

· Стереотипы восприятия конфликта. Способы их обнаружения и устранения.

· Причины возникновения конфликтов в организации: объективные, организационно-управленческие, социально-психологические, личностные.

32. Общие принципы и технологии конструктивного разрешения конфликтов:

· Оценка соотношения ресурсов конфликтующих сторон. Как правильно выбрать стратегии взаимодействия в конфликте.

· Этапы разрешения конфликта.

· Техника партнерского (диалогического) общения при разрешении конфликта. Выработка взаимовыгодных предложений.

· Приемы воздействия на поведение оппонента в конфликте и аргументации своей позиции.

· Ассертивная (уверенная) защита своих прав. Уверенная просьба, уверенный отказ.

· Приемы конструктивной критики при разрешении конфликтных ситуаций.

· Стратегия и техника посредничества в конфликтной ситуации: основные техники медиаторства.

· Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов.

33. Управление конфликтами и кризисами в рабочей группе:

· Конструктивные и деструктивные конфликты в рабочей группе.

· Анализ основных причин возникновения конфликтов. Симптомы конфликтов.

· Методы предупреждения деструктивных конфликтов в команде.

· Развитие навыков перевода конфликтной ситуации в конструктивный диалог. Как суметь извлечь полезные уроки из кризисной ситуации, сохранить отношения и совершенствовать работу команды.

· Управление энергией конфликта с целью совершенствования внутригруппового взаимодействия и повышения эффективности работы в команде.

34. Стратегические модели работы с конфликтами в организации:

· Способы предупреждения конфликтов в деловой и межличностной сфере во внутренней среде компании.

· Причины конфликтов в звене «руководитель-подчиненный».

· Условия и способы предупреждения конфликтов «по вертикали».

· Конструктивные методы разрешения конфликтов между руководителем и подчиненными.

· Основы эффективной профилактики и разрешения конфликтов «по горизонтали».

· Инновационные конфликты в организации, методы их профилактики и разрешения.

· Ролевые конфликты и их влияние на межличностные и межгрупповые конфликты в организации, способы профилактики.

35. Командное взаимодействие.

Всем слушателям семинара выдается Свидетельство о прослушанном курсе. Все слушатели семинара обеспечиваются комплектом информационно-справочных материалов по тематике семинара. В стоимость включены кофе-брейки.

Условия участия в семинаре

Стоимость участия составляет: 9 997,00 (девять тысяч девятьсот девяносто семь рублей 00 коп.), НДС не облагается.

Специалисты, прибывшие на семинар, должны иметь при себе оригинал и копию платежного поручения, которые являются пропуском на семинар. Для оформления финансовых документов необходимо иметь полные банковские реквизиты Вашей организации.

Бронирование гостиницы

Для бронирования гостиницы в Санкт-Петербурге просим Вас не позднее, чем за десять дней, подать заявку по телефонам оргкомитета КПО «ПРОСВЕТ». Оплата стоимости бронирования и проживания в гостинице производится участниками семинара самостоятельно и не входит в стоимость семинара.

Действия руководства, влияющие на мотивацию подчиненных, являются одним из основных источников конфликтов в организации. Рассмотрим основу мотивационных конфликтов, возникающих на организационном уровне. Не секрет, что в разных организациях руководство понимает мотивы своих подчиненных по-разному и, исходя из этого, выстраивает свою систему мотивации персонала.

Конфликт может возникнуть из-за расхождения между моти-вационным профилем сотрудника (соотношением мотивов, которые им движут) и мотиваци-онным воздействием со стороны организации (рис. 1). Схематично основу такого конфликта можно представить с помощью любой классификации мотивов, которые движут людьми, например типологической модели трудовой мотивации В.И. Герчикова1. В соответствии с этой моделью каждый из работников любого предприятия относится к одному из пяти типов трудовой мотивации: инструментальному, профессиональному, патриотическому, хозяйскому, избегательному (люмпенскому). Рассмотрим особенности этих типов трудовой мотивации с учетом возможного возникновения тех или иных конфликтов в организации.

Инструментальный тип. Для такого человека работа сама по себе не является сколько-нибудь значимой ценностью и рассматривается только как источник заработка и других благ, получаемых в качестве вознаграждения за труд. При этом его интересует конкретный заработок, и он проявляет готовность работать с максимальной отдачей там, где его труд будут справедливо и высоко (в его понимании) оплачивать. Работник с инструментальным типом мотивации, скорее всего, позитивно отнесется к предложению поработать в худших условиях, так как это даст ему основание потребовать увеличения заработка в качестве компенсации за неблагоприятные условия труда.

Конфликт с таким сотрудником может возникнуть в том случае, если его будут пытаться вовлечь в деятельность по улучшению рабочих процессов, пытаясь мотивировать успехами организации в перспективе и будущими доходами. Представителю данного типа это неинтересно, он будет требовать оплаты каждого совершенного им шага, не входящего в его непосредственные обязанности. Такие работники лучше проявляют себя в условиях отмирающей сдельной системы оплаты труда.

Профессиональный тип. Этот человек ценит содержание выполняемой работы, возможностьпроявить себя и доказать (не только окружающим, но и самому себе), что он может справиться с трудным заданием, которое по силам не каждому. Он предпочитает самостоятельность в работе и отличается развитым профессиональным достоинством. Обычно такой работник достаточно быстро становится лучшим специалистом в компании, занимая позицию, соответствующую данному типу профессиональной мотивации. Именно это и может спровоцировать конфликт в случае, когда руководитель будет безуспешно пытаться скорректировать действия такого сотрудника. Подобный конфликт можно предотвратить, если больше доверять сотруднику, не ставя его в жесткие формальные рамки, но это требует соответствующего стиля управления на уровне всей компании.

Патриотический тип. Такого работника интересует участие в реализации общего и очень важного для организации дела. Ему свойственна убежденность в своей нужности для предприятия, он отличается готовностью взвалить на себя дополнительную ответственность ради достижения результатов общего дела. Для него важно общественное признание его участия в общих достижениях. Работники такого типа, пожалуй, наименее конфликтны. Однако если в организации принято не разъяснять поручаемые задачи, а просто требовать их безоговорочного выполнения, то это может вызвать у них негативную реакцию.

Хозяйский тип. Такой мотив выражается в добровольном принятии сотрудником на себя полной ответственности за выполняемую работу. Человек с таким типом мотивации будет с максимальной отдачей выполнять свою работу, не претендуя на то, чтобы она была особо интересной или высокооплачиваемой, не требуя дополнительных указаний или постоянного контроля над собой. Работник с преобладанием хозяйской мотивации, - вероятно, самый эффективный в смысле соотношения затрат и результатов. Однако «хозяином» очень трудно управлять. Он суверенен и не только не нуждается в приказаниях или наказаниях (свойственных распространенному в России административному стилю управления), но и не терпит их, что неизбежно приводит к конфликтам.

Избегательная мотивация. Работник этого типа имеет очень слабую мотивацию для эффективной работы. Обладая низкой квалификацией, он не стремится к ее повышению и старается избежать любой работы, связанной с личной ответственностью. Сам он не проявляет никакой активности и негативно относится к активности других. Его основное стремление заключается в том, чтобы минимизировать свои трудовые усилия на допустимом, по мнению непосредственного руководителя, уровне. В силу этих качеств он как работник ценится невысоко и мирится с тем, что не может обеспечить себя своим трудом. В плане улучшения своего положения и благосостояния ему остается надеяться только на благоприятное стечение обстоятельств и благосклонность руководителя. Зато он удобен работодателю: ему можно поручить работу, которую не станут выполнять работники с другим типом мотивации; он выступает за уравнительность и согласен на достаточно низкий заработок, лишь бы никто другой не получал существенно больше; он чрезвычайно зависим от руководителя и принимает эту зависимость как должное. Кроме того, работник с избегательной мотивацией -единственный, по отношению к кому административный стиль управления может быть эффективным, а потому оправданным. Конфликты с работниками такого типа возникают в организациях, которые требуют от персонала проявления инициативы, стремления к развитию.

Суммируя изложенное, стоит подчеркнуть, что «сортировка» работающих людей по любым типологическим признакам носит во многом условный и приблизительный характер. Одни и те же люди ведут себя по-разному в тех или иных обстоятельствах в различные периоды своей жизни, тем не менее для снижения числа конфликтов и степени их накала основные признаки мотивационного профиля сотрудника должны соответствовать стилю управления и политике мотивации, присущим данной организации.

Очень важную роль в формировании удовлетворенности и других позитивных установок сотрудника, важных для его успешной деятельности, играет ощущение справедливости, которое он испытывает (или не испытывает), находясь на работе. В то же время ощущение несправедливости, проявляемой организацией по отношению к сотрудникам, вполне может служить почвой для конфликтов.

Американские бизнес-психологи2 показали, что ощущение справедливости в представлении сотрудника формируется на основе соотношения между тем, что он отдает организации, то есть его вкладом, и тем, что организация дает ему, то есть отдачей (рис. 2). Следует отметить, что фактор справедливости в той или иной степени влияет на работников каждого типа мотивации.

Что же обычно сотрудники понимают под отдачей и вкладом? Начнем с вклада. Сотрудники отдают организации свое время (почти треть жизни!), знания, навыки и опыт работы, а также здоровье в той или иной степени. Некоторые из них приносят в организацию свои внешние связи. Кроме того, для работы могут быть полезны и личные связи сотрудника внутри организации.

В свою очередь, отдача организации сотруднику осуществляется прежде всего в той или иной форме денежных выплат (оклада, премий, бонусов и т. п.) Работая в организации, сотрудники приобретают знания, навыки и опыт. Кроме того, организация нередко проводит для них обучение. Нельзя забывать, что на работе имеется возможность общаться с коллегами. В конце концов, в ходе трудовой деятельности нарабатываются деловые связи, которые могут пригодиться в дальнейшем. Организация может проявлять заботу о здоровье и семье сотрудников. На основании своих субъективных ощущений работник может считать, что значение соотношения отдачи организации и его вклада, представленного в виде дроби, меньше единицы, то есть что организация дает ему меньше, чем он ей. При этом типичной бывает примерно следующая формулировка: «Я на них пашу, а они мне не платят, как положено!». В этом случае конфликт неминуем.

В борьбе за справедливость такой сотрудник может пытатьсяпоправить и числитель, и знаменатель своей дроби. При этом ему проще всего снизить собственный вклад - для этого достаточно начать работать меньше и хуже. В качестве примера крайнего проявления подобной позиции можно привести «работу по правилам» (она же - «итальянская забастовка»). Повлиять на отдачу организации сотруднику труднее - он может вступить в конфликт с руководством, настойчиво требуя повышения зарплаты, направления на обучение, предоставления каких-либо дополнительных льгот.

Подобный сотрудник мысленно сравнивает значение соотношения «отдача / вклад» со значением такой же дроби своего коллеги, которого он считает примерно равным себе, и, если результат не в его пользу, то из зависти затевает конфликт: например, обращается к их общему руководителю с претензией или даже с доносом в адрес своего конкурента. Не являются редкостью и интриги в коллективе.

Таким образом, справедливость по отношению к сотруднику со стороны организации является важной частью системы мотивации. Каждый работник исключительно субъективно оценивает соотношение «отдача / вклад». Однако от того, что руководство будет считать эту оценку неверной, ситуация не изменится. Отсюда вытекают два важных правила:

  • во-первых, надо знать, как сотрудник соотносит отдачу со стороны организации со своим вкладом, а также может ли он завидовать кому-то из коллег по этой причине;
  • во-вторых, надо грамотно разъяснять подобным сотрудникам ошибочность их оценки (если, конечно, она ошибочна).

Есть и еще одно важное условие: ни в коем случае нельзя сравнивать сотрудников друг с другом, как в индивидуальной беседе, так и публично.

Результаты зарубежных исследований, имевших целью проверить обоснованность теории Адамса, в достаточной степени подтвердили ее справедливость.

«Почему мне не повышают зарплату так же, как другим?»

К руководителю службы персонала крупного российского предприятия обратилась рядовая сотрудница отдела кадров. Придя к нему в кабинет, она тихо, но уверенно начала говорить о том, что является опытным работником в своем отделе, может трудиться на всех его позициях не хуже других. Однако при повышении коллег ее регулярно обходят: то есть зарплату ей повышают, но ее уровень дохода отстает от уровня дохода ее коллег. Последней каплей, переполнившей чашу ее терпения, стало то, что более молодой сотруднице отдела, недавно вышедшей из декретного отпуска, был установлен более высокий оклад.

Руководитель внимательно выслушал подчиненную и пообещал разобраться в поднятом ею вопросе вместе со своим заместителем, курировавшим отдел кадров. Следует отметить, что время для разговора с руководителем обиженная сотрудница выбрала в тот период, когда заместитель находился в отпуске.

Через три недели руководитель решил обсудить с отдохнувшим заместителем жалобу подчиненной. Как и следовало ожидать, выяснилось, что обиженная сотрудница уже неоднократно обращалась к заместителю руководителя с подобным вопросом. Причина, по которой ее зарплата оставалась меньше, чем у других, была в том, что и производительность ее работы была существенно ниже.

В описанной ситуации для руководителя оставался проблемным только один вопрос, который он и задал своему заместителю: не сказывается ли негативный настрой недовольной сотрудницы на отношениях в отделе? Выяснилось, что некоторое время назад она пыталась подставлять коллег, но получила отпор с их стороны. После этого проблем в отделе больше не возникало, а через полгода «обиженная» сотрудница уволилась. Впрочем, сожаления по этому поводу никто не испытал.

Продолжение читайте в следующем номере. В нем будут рассмотрены три цели системы мотивации персонала в организации, способы их достижения и конфликты, связанные с ошибками руководителей.

Конфликты занимают одно из центральных мест в управлении персоналом не только в силу значительности связанных с ними временных затрат, но и вследствие высокой организационной значимости их инновационных, созидательных, а особенно разрушительных последствий. Вместе с тем конструктивный конфликт – единственный способ поиска путей выхода из кризиса конкретного предприятия. Только его персонал владеет информацией о внутреннем взаимодействии и реальных возможностях коллектива. Реализация же этого потенциала, его материализация в реструктуризации бизнеса, освоении нововведений немыслима без конфликтов.


Мастерство управления конфликтом строится на глубоких знаниях руководителя о природе, технологии и особенностях соответствующего инструментария. Начальный этап работы с конфликтом – выявление его природы.


Структура регулируемого конфликтного процесса


Анализ литературы по проблемам конфликтологии позволяет выделить следующие, во многом взаимосвязанные признаки социальных конфликтов.


1. Существование по меньшей мере двух сторон, имеющих контакт друг с другом.


2. Взаимозависимость сторон, побуждающая их к участию в конфликтном взаимодействии, без которой стороны не могут выйти из конфликтного поля.


3. Несовместимость (полная или частичная) целей и ценностей конфликтующих сторон. Обычно она возникает, когда два субъекта не могут занимать одну и ту же позицию, или при наличии дефицита ресурсов, тех или иных благ, всеобщим эквивалентом которых обычно выступают деньги.


4. Нулевая сумма конфликтного взаимодействия. Это означает, что в конфликте выигрыш одной стороны равнозначен проигрышу другой и каждый из участников стремится приобрести для себя что-то за счет оппонента. С этой точки зрения конфликт отличается, например, от дискуссии экспертов, обладающих различными и даже несовместимыми взглядами и оценками.


5. Действия, направленные друг против друга. Это ведущий признак в диагнозе конфликта. Он отличает реальный конфликт как от не проявляющейся внешне в поведении и действиях психологической оппозиции (неприязни, осознании несовместимости целей и ценностей и пр.), так и от конкуренции.


6. Понятия конфликта и конкуренции тесно взаимосвязаны и иногда отождествляются. Однако конфликт отличает от конкуренции осознанность противоречий и направленность действий его участников друг против друга. Конкуренция (например, соперничество на рынке товаров различных фирм или конкурс на занятие руководящей должности) может иметь место и без знакомства конкурентов друг с другом и осознания несовместимости их целей. Кроме того, при конкуренции возможны параллельные действия сторон, их неосознанное соперничество, опосредованное другими людьми (в упомянутых выше примерах это опосредование потребителем или конкурсной комиссией). Следовательно, не всякая конкуренция есть конфликт. Однако если действия конкурентов осознаны и непосредственно направлены друг против друга, то их взаимодействие является конфликтом.


7. Использование давления или силы как крайнего варианта давления. Давление может быть разных видов: психологическое, экономическое, физическое и пр.; оно может осуществляться в форме угроз или практических действий. Применение давления, особенно силы, придает конфликту ярко выраженную негативную эмоциональную окрашенность, которая обычно возрастает по мере нарастания давления и использования более жестких его форм.


В основе конфликта лежат противоречия: объективные, существующие до их осознания людьми, и субъективные, связанные либо с осознанием объективных противоречий, либо с сознанием, психологией людей.


Учитывая отмеченные признаки конфликтов, их можно определить как основанное на реальных или мнимых противоречиях взаимодействие, преследующее несовместимые, взаимоисключающие цели сторон, действия которых направлены друг против друга и исключают взаимную выгоду.


Стадии конфликта


Конфликты имеют процессуальный характер, т.е. представляют собой имеющий начало и завершение процесс. В зависимости от особенностей протекания конфликта выделяют следующие его стадии.


1. Зарождение, или возникновение. На этой стадии конфликт имеет скрытый для стороннего наблюдения характер и проявляется как недовольство, выражаемое в словесной форме, изоляционистском или недоброжелательном поведении (замкнутость, недоверие, распространение слухов и пр.).


2. Формирование. На этой стадии происходит консолидация сторон конфликта и выдвижение требований к оппоненту.


3. Расцвет. Стороны переходят к активным действиям, блокируя друг другу возможность достижения целей и намерений.


4. Угасание, или преобразование. Это стадия полного или частичного разрешения конфликта, которое происходит в результате либо исчерпания ресурсов одной или обеими сторонами, либо достижения между ними соглашения, либо «устранения» одной из сторон.


Стратегии управления конфликтами


Деятельность руководителя или любого другого субъекта управления конфликтами непосредственно зависит от общей стратегии, на которую он ориентируется. Существуют три главных стратегии управления конфликтами.


1. Нормативная или морально-правовая стратегия. Ее цель – разрешение конфликта на административно-правовой или этической основе. Соперничающие стороны обращаются к законам и принятым в данной организации нормам поведения. Возможность разрешения конфликта напрямую зависит от принятия и соблюдения всеми участниками конфликта соответствующих норм и базирующихся на них общих правил игры. Если же правила игры не соблюдаются или вообще отвергаются хотя бы одной из сторон, то используется убеждение или силовое навязывание этих правил игры с помощью угрозы и применения санкций, которые в обществе считаются легитимными. В целом данная стратегия ориентирована на мирное соперничество по определенным правилам. Причем уважение правил и поддерживание тем самым сферы консенсуса считается в конечном счете важнее, чем победа в конфликте.


2. Реалистическая стратегия. Эта стратегия основывается на неизбежности конфликта в силу прирожденного стремления человека к господству и обладанию дефицитными ценностями и ориентируется главным образом на временное урегулирование конфликта с помощью любых средств, пригодных в данной ситуации. Конфликты рассматриваются как неизбежные, поскольку в любой организации объективно существуют управляющие (субъект управления) и управляемые (объект управления). Считается, что всеобщее равенство в принципе недостижимо. Обязательное наличие в каждой организации почвы для конфликтов не позволяет надеяться на достижение «всеобщего мира» и стабильно доверительного сотрудничества. Поэтому наиболее целесообразна ставка на «перемирие» и временное урегулирование конфликтов. В рамках реалистической стратегии конфликт рассматривается как игра с нулевым выигрышем, т.е. выигрыш одной стороны равнозначен проигрышу другой. Такую стратегию широко используют на предприятиях с высокой степенью эксплуатации и там, где руководство стремится к максимальной выгоде, в том числе личной, путем интенсивного «выжимания пота» при минимальной оплате труда, не задумываясь над этической и правовой сторонами реализуемой политики.


3. Идеалистическая стратегия. Эта стратегия ориентирована на поиск новых общих целей и ценностей, которые обесценивают прежние ценности, послужившие источником конфликта, а также на сотрудничество сторон для достижения новых целей. Данная стратегия предусматривает выигрыш всех сторон конфликта в результате его разрешения. При этом конфликт трактуется как игра, взаимодействие с положительной суммой выигрыша. Считается, что в данный момент все участники конфликта проигрывают. При решении лежащей в его основе проблемы все стороны окажутся в выигрыше. Реализация данной стратегии переводит взаимоотношения сторон в новую, бесконфликтную плоскость. Она либо устраняет источник конфликта, либо обесценивает его значимость, создавая новую шкалу целей и ценностей, в соответствии с которой источник конфликта утрачивает свое былое значение для его участников. Многообразие целей и средств разрешения конфликта обычно позволяет получить позитивный результат. Однако все зависит в первую очередь от иерархии потребностей участника конфликта.


Успех идеалистической стратегии непосредственно связан с культурой субъекта, особенно с уровнем развития его конфликтологической культуры, и субъективной значимостью для него гуманных, альтруистических ценностей. Если бы все люди исходили из гуманного библейского принципа «возлюби ближнего твоего как самого себя», то это вообще устранило бы всякую почву для конфликтов. Однако реальное поведение людей в организациях далеко от того уровня, когда приемлемой может считаться лишь идеалистическая стратегия разрешения конфликтов. В целом же идеалистическая стратегия считается предпочтительной. В процессе такого разрешения конфликта все стороны оказываются в выигрыше, а кроме того, у участников вырабатывается устойчивый поведенческий образец, позволяющий им самостоятельно разрешать проблемы в будущем.


Самая большая ошибка, которую может совершить руководитель в кризисной ситуации,– это игнорирование конфликтов, возникающих в коллективе. В данной ситуации возможны следующие ошибочные действия: чрезмерно критическая оценка событий, постоянное несоблюдение интересов работников, предъявление огромного количества претензий.


Есть и такое мнение: проблема нынешних трудовых конфликтов у большинства фирм состоит и том, что потенциальные противники или партнеры ошибаются по поводу мотивации других и не склонны договориться с союзниками об условиях их участия в конфликте и условиях разрешения конфликта с противниками. Конфликты, как считает могут возникать по разным причинам и также по-разному влиять на состояние дел в фирме. Она предостерегает руководителей организаций от игнорирования проблем, возникающих на фирме, поскольку последствия такого невнимания могут быть разрушительными.


В условиях конфликта важно проявлять интерес к работникам и заботу о них, никогда не откладывать решение разногласий на потом, активно поддерживать сотрудничество в рамках предприятия. Вместе с тем признается, что простые схемы разрешения конфликта не всегда эффективны, а часто даже усугубляют его, переводя из категории бурноразвивающихся и краткосрочных в категорию вялотекущих, систематически обостряющихся без видимых очертаний периода полного разрешения.


В наше время конфликты в организациях не только возможны, но и желательны. Вся проблема заключается в умении управлять ими. Проблема конфликта заключается в том, какую позицию в нем занимает руководитель, знает ли он сильные и слабые стороны организации. Самой большой ошибкой руководителя становится игнорирование проблемы. Конфликты могут развиваться по-разному, следовательно, возможны различные методы их преодоления.


Для решения конфликта важно знать все его скрытые и явные причины, проанализировать позиции и интересы сторон и сконцентрировать внимание именно на интересах, так как в них – решение проблемы. Нет универсальных способов преодоления конфликта. Единственно возможным является полное вовлечение в ситуацию. Только вжившись в сложившуюся в организации ситуацию, можно изучить проблему конфликта и дать руководителю рекомендации относительно оптимальной стратегии поведения и методов преодоления конфликта.


Структура процесса управления конфликтом


Рассмотрим стратегию эффективного вмешательства, осуществляемого консультантом или посредником.


1. Завоевание авторитета у сторон. Стороны должны стремиться к позитивному разрешению конфликта и действовать соответствующим образом с помощью консультанта. Для консультанта очень важно установить хорошие взаимоотношения с обеими сторонами, не отдавая предпочтения ни одной из них, поскольку в противном случае его деятельность не будет эффективной.


Консультант должен:

  • устанавливать с обеими сторонами контакт на раннем этапе работы;

  • разъяснять свои намерения относительно данной конфликтной ситуации;

  • обеспечивать себе поддержку. Представители обеих сторон и управляющие могут разъяснять намерения консультанта лицам, чьи интересы они представляют, и помогать им осознать важные моменты их деятельности.

Если одна из сторон не видит никакого смысла в урегулировании конфликта, то целесообразность дальнейшей деятельности консультанта вызывает сомнения.


2. Определение структуры взаимоотношений сторон. Консультант должен ясно представлять себе структуру сторон – участников конфликта. Неясное лидерство, внутренняя силовая борьба, острое соперничество между фракциями и другие факторы могут стать значительным препятствием к разрешению конфликта. Очень важно познакомиться с формальными и неформальными лидерами, знать их мнение, а также степень их готовности к активному участию в процессе урегулирования конфликта. Это означает, что консультант должен не только устанавливать структуру сторон, но иногда помогать им разрабатывать более определенную внутреннюю структуру. Кроме того, ему следует координировать «центральную власть» предприятия. Сотрудничество консультанта с представителями «центральной власти» предприятия увеличивает вероятность успеха.


Широко распространено получение консультантом интервью у представителей обеих сторон как способ сбора необходимой информации. С помощью этих интервью определяют:

  • степень своего авторитета;

  • разграничение и внутреннюю структуру сторон;

  • возможный состав группы, которая будет оказывать поддержку консультанту.

Интервью обеспечивают консультанта данными о следующих решающих характеристиках:

  • интенсивность конфликта;

  • уровень симметрии и силовой баланс;

  • природа, характер конфликта (определенные проблемы, жалобы и поводы для недовольства).

Главное направление исследования – создание предварительных условий для уменьшения напряженности, интенсивности конфликта.


3. Поддержание равновесия сторон. Без определенной симметрии в отношениях между сторонами консультант не сможет выполнять свои обязанности. Собственно, приглашение консультанта может явиться свидетельством наличия определенного равновесия между сторонами и желания разрешить противоречия. Значительное силовое различие указывает на высокую вероятность того, что более сильная сторона намерена разрешить конфликт посредством навязывания своей воли и принуждения другой стороны признать ее.


Консультант должен проявлять активность прежде всего в безвыходных ситуациях. Фактически безвыходная ситуация (или угроза ее возникновения вследствие того, что стороны находятся в одной «весовой категории») оказывается движущим фактором для изучения природы, характера конфликта, его последствий и альтернативных решений. Важнейшей особенностью взаимодействия сторон в этих условиях является стремление к сохранению баланса интересов. Кроме того, консультант должен уделять приблизительно одинаковое время каждой стороне и проводить отдельные обсуждения на нейтральной территории.


4. Поддержание «оптимального» уровня интенсивности конфликта. Высокая интенсивность конфликта сильно осложняет управление им и даже в ряде случаев делает это управление невозможным. Такое положение обусловливается тем, что ни одна из сторон не проявляет готовности общаться с другой стороной. Часты случаи, когда оба участника конфликта не видят большого смысла в деятельности консультанта, особенно если она ограничена определенными условиями одной из сторон.


Существует и другая опасность. Конфликт, который находится в состоянии быстрой эскалации, может оказаться, как показывает практика, вне сферы влияния консультанта. Кроме того, может наступить момент, когда стороны не проявят желания осуществить изменения, поскольку состояние конфликта стало для них привычным несмотря на его деструктивность и они не хотят сделать еще одну попытку достижения компромисса. Собственный позитивный образ сочетается с негативным представлением о другом участнике. Стороны конфликта больше не желают выслушивать другие точки зрения, поскольку это только способствует возникновению сомнений в своей правоте, и придерживаются собственного представления о ситуации.


Подобные затяжные конфликты могут представлять гораздо большую проблему для консультанта, чем внезапно возникшие острые кризисы.


5. Детализация конфликта, конфронтация, синтез. Практика показывает, что деятельность консультанта бывает успешной лишь в случаях, когда рассмотрение предмета спора и конфронтация сторон проходят поэтапно. Это повторяющийся процесс, каждый раз предусматривающий анализ определенной части конфликта. Наилучшие результаты получаются тогда, когда этот метод поддержан обеими конфликтующими сторонами.


Непосредственной целью обсуждений является не принятие решений, а разъяснение перспектив для обеих сторон. Каковы перспективы, зависит от того, какая форма отношений доминирует: при решении вопросов делового характера это будут главным образом обсуждение и полемика, при решении вопросов социоэмоционального характера – представление себя на месте другого.


Результатом противопоставления перспектив может оказаться синтез: выработка решения, понимания и достижение компромисса.


Конфронтация сторон может закончиться и наступлением безвыходной ситуации. Безвыходные ситуации побуждают стороны к дальнейшей детализации предмета спора, за которой вновь следует конфронтация.


7. Определение процедур достижения компромисса для каждой стороны, ориентация на постоянный прогресс. Важная задача консультанта – четкое определение, разъяснение, обоснование и указание процедур, которые стороны должны выполнять. Четкость в определении ролей и алгоритмов работы сторон создает спокойную обстановку, необходимую для продолжения работы, а неопределенность, нерешительность и двусмысленность вызывают сумятицу и недоверие. Часто стороны считают, что дезориентированы и подвергаются давлению. Если консультант не способен регулировать взаимодействие сторон, то легко возникает враждебная атмосфера, которая делает невозможным конструктивное обсуждение чего-либо, ставит под вопрос целесообразность переговоров.


8. Контроль за процедурой продвижения к разрешению конфликта. Кроме прочего, на успешность деятельности консультанта влияет структура процесса управления конфликтом, т.е. степень изменения характера конфронтации сторон. Процесс, как показывает опыт, может легко принять вид циклично повторяющихся обсуждений одних и тех же вопросов. В этих случаях особую роль играет качество выполнения консультантом такой функции управления, как контроль. Иными словами, консультант, по сути, выступает регулятором мыследеятельности конфликтующих групп в направлении окончательного разрешения конфликта. В этой роли консультант как управляющий в рамках своих полномочий должен создавать условия для постоянного прогресса на переговорах. Речь идет о таком владении технологией разрешения конфликта которая позволит консультанту управлять изменением позиций сторон в споре, что приведет к разрешению конфликта за определенное время. В условиях кризиса минимизация времени разрешения конфликтов – одно из важнейших требований его успешного преодоления.


Таблица. Методика успешного вмешательства в конфликт по этапам его анализа
















Аспект отношений Экспертный метод
Завоевание авторитета у сторон Проявление и демонстрация независимости, разъяснение своих намерений
Определение структуры взаимоотношений сторон Понимание внутренней структуры, структурирование взаимоотношений «центральной власти» предприятия и участников конфликта
Поддержание рационального уровня интенсивности конфликта Определение последствий затяжных конфликтов, исследование готовности сторон осуществлять изменения
Дифференциация вмешательства по типам конфликта Выбор формы вмешательства, соответствующей данной классификации
Детализация спорных вопросов, конфронтация, синтез Поэтапное рассмотрение конфликта, конфронтация и исследование безвыходных ситуаций для дальнейшей детализации спорных вопросов
Определение процедур достижения компромисса для каждой стороны Установление четких процедур, прекращение циклично повторяющихся обсуждений

Конфликты исключительно многообразны по источникам происхождения, движущим силам, которые в известной сте­пени определяют способ их действия, и, наконец, по мотива­ции, жизненной энергии, которая вовлекается в динамику конфликтов и оказывается для них своего рода питательным материалом.

Любое социальное напряжение может превратиться в со­циальный конфликт при соответствующих условиях, однако ход этого превращения, способ осмысления процесса, харак­тер его представления в сознании действующего субъекта бу­дут развиваться по определенным правилам. При этом будет сохраняться определенная последовательность в аргументации, выдвижении притязаний и обосновании своих требований.

Линии аргументации, выдвигаемые обеими сторонами кон­фликта, образуют поле мотивации и могут быть обозначены как апелляции к потребностям, интересам и ценностям. Здесь уже не важен вопрос о том, в какой мере конкретное содержание притязаний в ходе развертывания конфликта со­ответствует «действительным» потребностям, интересам и цен­ностям. Дело в том, что если линии аргументации (мотива­ции) возникают и разрабатываются, то они становятся реаль­ностью, выражаемой в мотивировании конфликтной ситуации. В конфликте одна совокупность потребностей, интересов и ценностей противостоит другой, выдвигаемой противополож­ной стороной. Конфликт будет полным и развернутым, когда он основывается на одновременном включении в мотивацию всех уровней мотивации: потребностей, ценностей и интересов.

Мотивация - система побуждений, вызывающих актив­ность индивида и определяющих ее направленность. Это осоз­наваемые или неосознаваемые психические факторы, побуж­дающие индивида к совершению определенных действий, а так­же совокупность внутренних и внешних условий, вызывающая активность личности.

Мотив - это, с одной стороны, побудительная причина к какому-либо действию, система доводов в пользу чего-либо, с другой - осознанное побуждение к деятельности, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности.

стресс - нервное перевозбуждение, возникающее в результате разрешения противоречий между природной, социальной и духовной сущностями личности, взрыв внутреннего противоборства эмоции и мнений, чувства и разума, реакция на раздражители, которые превышают некий критический уровень и нарушают равновесие во внутренней среде организма. Стресс, следовательно, имеет защитно-приспособительный характер, направлен на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных жизненных обстоятельств. Существенным фактором стрессовых состояний и рисков является реакция работников на конфликтные ситуации по месту своей занятости. Можно с полным основанием утверждать, что стрессы непременно сопровождают организационные и социально-трудовые конфликты. Столь же естественно их возникновение в результате эмоциональных срывов в межличностных отношениях, вызываемых бестактностью и грубостью сослуживцев, в первую очередь руководителей, лицемерием и обманом со стороны людей с нечистой совестью. Любое состояние борьбы с чем-то уже есть стресс. Воздействие указанных факторов многократно возрастает, если экономику и социальную сферу страны лихорадит кризис, состояние общества не отличается стабильностью и устойчивостью, падает жизненный уровень населения, политика государства, законодательная, исполнительная и судебная ветви власти не пользуются поддержкой, вызывают недоверие и протест со стороны значительной части граждан. Такой многогранный кризис в настоящее время переживает Россия. Он наносит сильнейшую разрушительную травму психическому здоровью людей, постоянно держит россиян в социальном напряжении, по существу в непрерывно продолжающемся стрессовом состоянии.


57. Методы предупреждения и урегулирования конфликтов

Предупреждение конфликта -- это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на общественную ситуацию

Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами участники конфликтного взаимодействия, руководители организаций, конфликтологи.
Она может вестись по четырем основным направлениям:
1. Создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций. Исключить возникновение предконфликтных ситуаций в коллективе, организации, обществе, по-видимому, невозможно. Создать объективные условия для минимизации их количества и разрешения неконфликтными способами не только возможно, но и необходимо.
2. Оптимизация организационно-управленческих условий создания и функционирования организаций – важная объективно-субъективная предпосылка предупреждения конфликтов.
3. Устранение социально-психологических причин конфликтов.
4. Блокирование личностных причин возникновения конфликтов.

В конфликтологии традиционно завершающий этап в динамике конфликта обозначается термином разрешение конфликта. Однако многие авторы используют и другие понятия, которые отражают специфику и полноту прекращения конфликтных действий: затухание, преодоление, саморазрешение, пресечение, пригашение, урегулирование, устранение, улаживание и т.д. Из указанных понятий наиболее широким является завершение конфликта, которое заключается в окончании конфликта по любым причинам. Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт.
Разрешение конфликта – это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для решения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.
Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, что в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия. При завершении конфликта не всегда разрешается противоречие, лежащее в его основе.

Затухание конфликта – это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Конфликт переходит из явной формы в скрытую.
Под устранением конфликта понимают такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Несмотря на «не конструктивность» устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт.

Стили разрешения конфликтов (для участников конфликтов):
1. Стиль конкуренции.
При использовании этого стиля необходимо действовать активно и идти к разрешению конфликта собственным путем. Этот стиль рекомендован только в тех случаях, когда решение проблемы имеет для участника конфликта большое значение, когда встает необходимость действовать быстро и решительно, реализовывая стремление удовлетворить в первую очередь свои интересы.
2. Стиль уклонения.
Можно использовать в тех случаях, когда затрагиваемая проблема не имеет приоритетной важности, когда другая сторона имеет больше веса или власти, когда нет полной уверенности в собственной правоте или компетентности, а также, если есть возможность того, что проблема разрешится сама собой. При этом, занимая пассивную позицию, участник конфликта не проявляет стремления удовлетворить собственные интересы, равно как и интересы другой стороны конфликта. Проблема игнорируется, и ответственность за ее решение возлагается на другого человека.
3. Стиль приспособления.
Немного напоминает стиль уклонения, различие заключается в том, что участники действуют совместно, и один из них проявляет готовность идти на уступки и удовлетворять интересы другого участника конфликта. Дает возможность сгладить ситуацию и выиграть время.
4. Стиль сотрудничества.
Наиболее трудный, энерго - и времяемкий стиль разрешения конфликтов. Отстаивая свои интересы, стороны прикладывают усилия и для удовлетворения интересов других участников конфликта, проявляя понимание к своему оппоненту, выражая готовность выслушать противоположную точку зрения и совместно выработать альтернативные варианты решения проблемы.
5. Стиль компромисса.
Каждая из сторон идет на определенные уступки, ограничиваясь частичным исполнением собственных намерений и разрабатывая решение проблемы, которое в наибольшей степени удовлетворило бы интересы обеих конфликтующих сторон.
Для разрешения конфликтов важно обладать способностью быстро и адекватно реагировать на различные варианты развития конфликтной ситуации, иметь в своем распоряжении различные подходы и уметь мим пользоваться, выходить за рамки привычных схем мышления, и в то же время можно использовать конфликт как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения.

Система управления человеческими ресурсами не станет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации, так как мотивация побуждает конкретного индивида и коллектив в целом к достижению личных и коллективных целей.

Мотивация -- это процесс, по стимулированию человека или группы людей к активизации деятельности по достижению целей организации. Современные теории мотивации базируются на данных психологических исследований. Они делают упор на выявление перечня и структуры потребностей людей.

Потребности -- это осознание недостатка чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Потребности можно подразделить на первичные и вторичные.

Первичные потребности закладываются на генном уровне и имеют физиологическую природу.

Вторичные потребности возникают по мере приобретения жизненного опыта.

Удовлетворить потребности можно вознаграждениями.

Вознаграждение -- это все то, что человек считает для себя ценным. При этом необходимо учитывать индивидуальность человека, его личное понятие ценности.

Различают внешнее и внутреннее вознаграждение.

Внешнее вознаграждение дается организацией (зарплата и прочие выплаты, оплаченное питание, личное медицинское страхование, социальные льготы, низкопроцентные кредиты, продвижения по службе и т. п.).

Внутреннее вознаграждение дает непосредственно сама работа (чувство успеха при достижении цели, чувство собственной значимости и т. п.).

Разработка системы мотиваторов применительно к специфике коллектива и сфере деятельности -- один из главных резервов повышения эффективности управления. Позитивным подходом к мотивации проектной команды является:

ь установление набора индивидуальных факторов мотивации, в наибольшей степени влияющих на поведение работника;

ь положительный климат в команде;

ь возможность полной реализации сил, раскрытия творческого потенциала, профессионального роста каждого;

ь ясное определение целей в работе;

ь четкие критерии для определения успеха;

ь вознаграждение эффективного трудового вклада в общие результаты работы;

ь одинаковые возможности при приеме на работу и служебном продвижении, зависящие от профессионализма сотрудников, результатов их деятельности, компетенции, опыта;

ь условия для удовлетворения потребностей в контактах.

Конфликты

Формирование атмосферы сотрудничества и взаимодействия в команде не исключает возможности конфликтов. Проект-менеджер должен понимать, что без конфликтов, без противоречий, являющихся источником развития, не может быть продвижения вперед. Поэтому он должен уметь распознать категорию конфликта и выбрать стратегию управления, позволяющую не только разрешить конфликт, но и обеспечить целесообразную реализацию проекта.

В психологическом плане конфликт -- это столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании человека, в межличностных или межгрупповых отношениях, связанных с острыми эмоциональными переживаниями. Отсюда следует, что основу конфликтов составляют столкновения несовместимых интересов, мнений, потребностей, ценностей, различных представлений о способах их достижений.

Конфликты можно подразделить на горизонтальные (между сотрудниками, не находящимися в подчинении друг другу), вертикальные (между людьми, которые находятся в подчинении друг другу), смешанные (в которых участвуют и те и другие).

Выделяют следующие типы конфликтов:

ь внутриличностный;

ь межличностный;

ь между личностью и группой;

ь между группами.

Причины конфликтов. В основном, конфликты вызывают три группы причин, обусловленных:

v трудовым процессом;

v психологическими особенностями взаимоотношений людей (симпатии, антипатии, культурные и другие различия людей, действия руководства и т. д.);

v личностными особенностями членов группы (наличие или отсутствие самоконтроля, коммуникабельность, агрессивность, грубость, бестактность и т. д.).

Структура конфликтной ситуации представлена на рисунке 2.

Рис. 2.

Из рисунка 2 видно, что в конфликтной ситуации присутствует объект конфликта, являющийся его причиной, и участники конфликта, которые могут являться как отдельными людьми, так и группами людей. Участники конфликта могут иметь внутреннюю и внешнюю позицию в конфликте.

Внешняя позиция представляет собой ту мотивировку участия в конфликте, которую открыто предъявляет каждая из сторон своим оппонентам.

Внутренняя позиция -- это совокупность истинных интересов, мотивов и ценностей, которые принуждают человека или группу включаться в конфликт. Внутренняя позиция может совпадать или не совпадать с внешней. Часто внутренняя позиция скрыта не только от оппонентов, но и от самого человека так как не осознается им. Осознание внутренней мотивации является важным этапом в продуктивном разрешении конфликта.

Динамика конфликта включает в себя четыре основные стадии:

»возникновение объективной конфликтной ситуации;

»осознание конфликта;

»конфликтные действия;

»снятие или разрешение конфликта.

Две промежуточные стадии могут быть исключены, если конфликт, объективно возникнув, так и остался неосознанным вплоть до исчезновения конфликтной ситуации, или конфликт может найти разрешение на стадии осознания, без перехода к действиям. Однако, большинство конфликтов проходят все стадии протекания.

В связи с этим следует выделить две функции конфликта (рис.3):

»конструктивная;

»деструктивная.

Руководитель должен прогнозировать конфликтогенное влияние всех производимых изменений, анализировать всю систему связи людей данной группы, уметь управлять конфликтами и находить способы делать их конструктивными.


Рис. 3.

Считают, что конструктивное разрешение конфликта возможно, если:

ь конфликт воспринимается сторонами адекватно, то есть оценка поступков и намерений как своих собственных, так и оппонента не искажена личными пристрастиями;

ь участники готовы к открытому и эффективному общению, всестороннему обсуждению проблемы, откровенному высказыванию своих взглядов на происходящее и поиску путей выхода из конфликта;

ь создана атмосфера сотрудничества и взаимного доверия.

Методы управления конфликтной ситуацией можно подразделить на две группы: структурные и межличностные.

Преодолению конфликта способствуют следующие структурные методы:

v разъяснение требований к работе;

v использование координационных и интеграционных механизмов, которые взаимоувязывают действия различных людей и подразделений, процедуры принятия решений и обмен информацией;

v установление общеорганизационных комплексных целей;

v применение системы вознаграждений.

Межличностные методы управления конфликтной ситуацией базируются на пяти основных стилях поведения:

v сглаживание;

v компромисс;

v сотрудничество;

v игнорирование;

v противодействие.

Стиль сглаживания реализуется в действиях, направленных на сглаживание и создание нормальной рабочей атмосферы. Применение данного стиля оправдано, если главным является восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта, а также если предмет разногласия важен для другой стороны, и не особенно важен для лица, использующего этот стиль.

Стиль компромисса. В рамках данного стиля стороны стараются урегулировать разногласия путем определенных взаимных уступок. Цели достигаются не полностью ради условного равенства. Умение использовать компромисс позволяет разрешить конфликт достаточно быстро, но это не всегда способствует достижению оптимального решения.

Стиль сотрудничества характеризуется тем, что стороны расходятся во мнениях, но готовы выслушать друг друга, чтобы изложить свои позиции, понять причины конфликта и разработать долгосрочное взаимовыгодное решение. Такой стиль труден, так как требует умения сдерживать эмоции, ясно излагать свои желания, внимательно выслушивать оппонентов.

Стиль игнорирования означает, что человек не отстаивает свою точку зрения, ни с кем не сотрудничает для выработки решения, а просто уходит от контакта, избегая разногласий и не желая решать проблему. В этом случае конфликт не происходит, но проблема в ряде случаев остается не решенной. Этот стиль можно использовать для отсрочки решения проблемы с целью выигрыша времени для сбора дополнительной информации, изучения ситуации.

Стиль противодействия означает ориентацию исключительно на собственное мнение без учета мнения других. Обычно используется людьми, обладающими большим авторитетом, властью, сильной волей. Этот стиль может быть применен в случае, если руководитель ведет открытую борьбу за свои интересы, считая, что предлагаемое им решение наилучшее, или если необходимо принять непопулярное решение. Данный стиль подавляет инициативу подчиненных, препятствует свободному обмену мнениями и может привести к новым конфликтам.

Правильное использование того или иного стиля поведения при конфликте позволяет эффективно управлять ситуацией, ограничивать или предотвращать конфликт, способствовать его разрешению.