Доказывание по факту применения физического насилия учителя. Психическое насилие над детьми в школе: причины и типажи

Теперь пришло время рассказать о том, что такое педагогическое насилие, и к каким тяжёлым последствиям для ребёнка оно может привести.

Насилие над ребёнком - это любые действия, которые несут вред его физическому и психическому здоровью и ставят под угрозу его благополучие.

С физическим насилием всё более-менее понятно - если учитель бьёт детей, это не останется без внимания родителей, школьной администрации и социальных работников. Профессиональная пригодность такого специалиста довольно быстро будет поставлена под вопрос, а нанесение побоев может стать причиной для возбуждения уголовного дела.

Сексуальное насилие выявить труднее, потому что пострадавшие от него часто неохотно рассказывают о преступлении. Однако правильное информирование детей и грамотное сексуальное воспитание помогают им правильно оценить происходящее и поставить взрослых в известность, чтобы виновный понёс наказание.

Дела с психологическим насилием иногда обстоят ещё сложнее - даже если ребёнок сообщит о нём напрямую, его жалобу могут проигнорировать, а действия учителя - оправдать. В случае с эмоциональными воздействиями определить границы приемлемого бывает трудно, потому что многие преподаватели «старой закалки», а часто и некоторые родители не находят ничего дурного в том, чтобы накричать на ребёнка («ну а что такого?») или намеренно его унизить («зато не вырастет нюней»).

«Я взял папку и записал даты и время тех случаев, когда меня притесняли. Я отнёс эту папку директору школы. Он сказал: «Сынок, у тебя слишком много свободного времени, если ты успеваешь писать в этих папках. У меня есть более важные дела, чем заниматься тем, что произошло две недели назад». Я ответил ему: «Я просто хотел, чтобы у вас было представление о том, что происходит каждый день, обо всех притеснениях и оскорблениях». Он взял папку и выбросил её в мусор».

Ученик из Северной Америки

Источник: сайт ООН

Как проявляется психологическое насилие?

Вот несколько способов проявления эмоционального насилия в классе. Рассмотрев их, учитель сможет сделать выводы о том, не демонстрирует ли он агрессивное и обидное поведение по отношению к собственным ученикам.

Внимательное отношение к тембру и громкости заложено в нейробиологии человека. С помощью громких тревожных возгласов наши далекие предки предупреждали друг друга об опасности, а угрожающим рёвом сигнализировали о начале схватки с сородичем. Поэтому, когда рядом кто-то кричит, мы тут же «подбираемся»: сердцебиение ускоряется, уровень адреналина растёт. Крики учителя могут производить очень гнетущее впечатление, чреватое психическими травмами - особенно если в семье ребёнка не принято повышать голос.

Голос как таковой - самый мощный инструмент воздействия в педагогическом арсенале, поэтому управление голосом очень важно. Если вы сомневаетесь в том, что слушатели верно считывают ваши интонации, возможно, имеет смысл взять несколько занятий по сценической речи или обратиться к психологу.

2. сердитое выражение лица

Может показаться, что это мелочь, но дети очень чувствительны к эмоциям - они не только мгновенно их распознают, но и быстро, непосредственно реагируют. Агрессивное, злое лицо взрослого человека может заставить ребёнка замереть от ужаса. Сюда же относится язык тела: сцепленные руки, резкие движения, «давящая» поза надсмотрщика.

3. оскорбления

Идея о том, что учителю не стоит обзывать детей, кажется слишком очевидной, однако такое всё равно регулярно случается. «Ты бестолковая», «ты что, совсем дурак?», «голова садовая» - все эти высказывания далеко не безобидны. А если они сопровождаются сигналами из пунктов выше - это уже полноценная психологическая установка. И очень негативная. Вы просто выразили свои эмоции из-за конкретной ситуации, а ребёнок может искренне поверить, что он бестолковый, никчёмный дурак. Кстати, если это всё правда, то такому ребёнку и стараться на вашем предмете смысла нет.

4. некорректная критика

Негативную характеристику можно давать только действиям ребёнка (если они того заслуживают), но не ему самому. Конечно, оценка необходима для самопроверки, но мы оцениваем то, что человек сделал или не сделал, а не его личность.

Как же тогда ругать учеников и оценивать их поведение (которое тоже часто оставляет желать лучшего), если «учителю ничего нельзя»? Используйте выражения, которые указывают на конкретное поведение: здесь было приложено мало усилий, тут можно ещё постараться, если хочется добиться большего. И уж тем более не стоит вообще как-то комментировать внешность ребёнка и его манеру говорить, упоминать его родственников или уровень достатка семьи.

5. унижение достоинства

Честь и достоинство есть и у первоклассника. Если не признавать их за ребёнком с ранних лет, это помешает сформироваться здоровой самооценке. Семилетний человек хочет примерно того же, чего и вы - уважения окружающих, признания своих успехов, самореализации.

Как бы вы себя чувствовали, если бы руководитель методобъединения приказал вам стоять на табуретке за неготовность планов или отправил в угол за разговоры с коллегой?

Никогда не нужно заставлять ребёнка бояться позора и намеренно вызывать у него чувство стыда. Стыд - разрушительная эмоция, от которой человек кажется себе маленьким, недостойным и жалким, и, в конечном счёте, мечтает перестать существовать («провалиться сквозь землю»). Здоровая соревновательность - это хорошо, ведь чужие успехи мотивируют и вдохновляют. Однако никогда не стоит осознанно унижать одних детей перед другими, с какими бы целями это ни делалось, давить на слабые места учеников и использовать их личную информацию в своих интересах.

6. сарказм

Может быть, у вас отличное чувство юмора, и саркастические замечания - ваш конёк. Однако существует очевидная разница между тонкими шутками и унижением, вызывающим чувство стыда (см. предыдущий пункт).

Под иронию и сарказм легко замаскировать откровенные оскорбления, ведь в любой момент можно сказать, что вы просто пошутили. Это одна из стратегий поведения школьных хулиганов. Тех самых, которые пытаются убедить вас на переменах, что «игра в собачку» (перебрасывание отнятой вещи через голову жертвы) - это просто развлечение, которое одинаково нравится всем участникам.

Например, учитель физкультуры кричит «Я вам вёдра на головы надену!» и искренне верит, что если он не намерен в действительности выполнять свою угрозу, она ничего не значит.

Агрессивные угрозы и спокойный прогноз - не одно и то же. «Если ты не сдашь ЕГЭ на 91 балл и выше, ты не сможешь поступить в этот вуз», - это информация к размышлению, которая не содержит в себе угрозы. В конце концов, вузов много. А вот высказывание: «Если ты не сдашь ЕГЭ на 91 балл, то станешь жалким неудачником, сопьёшься и умрешь под забором!» больше говорит о ваших эмоциях, чем о будущем подростка.

8. необъективное отношение

Некоторые преподаватели делят учеников на любимчиков и тех, на ком можно срываться. Такой подход неэтичен сам по себе и вредит как первым, так и вторым. Кстати, что даже неправильная похвала может причинять вред. А попустительствуя лести и заискиванию, мы развиваем в детях не самые лучшие черты характера.

9. невнимательность

Отсутствие эмпатии само по себе не является насилием, но часто ведёт к нему. В ответ на ваши замечания ученик каменеет, молчаливо отказываясь выполнять просьбу? Легко принять это за неуважение и разгневаться ещё сильнее. Но, возможно, вас вовсе не игнорируют, просто ученик парализован страхом. В опасной ситуации все живые существа, не исключая человека, непроизвольно реагируют двумя основными способами: идут на поводу у рефлекса «бей или беги» или замирают, не в силах пошевелиться.

Эмпатия помогает уловить состояние других и выбрать не связанную с эмоциональным давлением линию поведения. В данном случае вам стоит развеять ужас ученика и показать, что вы - человек, которому можно доверять, а не Пугало из комиксов о Бэтмене. Тогда и задание будет выполнено.

Чем вредно эмоциональное насилие в школе?

Педагогическое насилие приводит к страхам и невротическим состояниям, плохо сказывается на успеваемости, стимулирует агрессивное поведение и может вызвать психологическую травму, депрессию и ПТСР .

Насилие вовсе не «закаляет характер». Следуя такой логике, следовало бы признать, что дети с самым твёрдым характером - это те, которые стали жертвами преступлений или постоянно сталкиваются с насилием в криминализированной среде. На самом деле такие дети , и уж точно не могут служить примером для «нынешних домашних детей, на которых уже и прикрикнуть нельзя». То, что нас не убивает, далеко не всегда делает нас сильней - чаще просто травмирует психику.

Результатом систематических оскорблений неизбежно становятся озлобленность и эскалация внутренней агрессии. Буллинг, хулиганство, травля и притеснения - всё это следствие авторитарных насильственных отношений в школе, и учителя, которые ведут себя с детьми схожим образом, только закрепляют эти проблемы.

Как предотвратить?

Общий ответ таков - следить за собой и создавать в педагогическом и ученическом коллективе здоровую атмосферу, которая позволяет поднимать вопрос и привлекать к нему внимание. Тему педагогического насилия полезно обсудить в классе (или дома, если вы - родитель).

  • Словесное наказание (брань, унижение) не обижают детей так сильно, как физическое наказание.
  • Детям, которых дразнят, нужно учиться защищать себя.
  • Три знака, которые можно повесить на расстоянии нескольких метров друг от друга. Один знак с надписью «СОГЛАСЕН» , другой с надписью «НЕ СОГЛАСЕН» и третий с надписью «НЕ УВЕРЕН» .

    что делать:

    Зачитайте высказывания о насилии в школах и предложите выполняющим упражнение встать возле знака, отражающего их мнение. Предложите участникам каждой получившейся группы обосновать своё мнение. Самое главное: каждый может перейти под другой знак, если услышит что-то, что заставит его изменить свою точку зрения.

    Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней.

    Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение силы учителями по отношению к ученикам.

    Школьное насилие подразделяется на эмоциональное и физическое.

    Эмоциональное насилие вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает его и снижает его самооценку.

    Виды эмоционального насилия:

      Насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.;

      Отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (ребенку отказываются что-либо объяснять, если ему не понятно, не берут в игры, в походы и т.д.).

    Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, в результате чего возможно нанесение физической травмы.

      К физическому насилию относятся избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др.

    Формы жестокого обращения

    Физическое насилие - действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой нарушения.

    Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми)- это поведение, вызывающее у детей страх, психологическое давление в унизительных формах (унижение, оскорбление), обвинения в адрес ребенка (брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребенка, совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п.

    Сигналами такого насилия являются: боязливость, запуганность, покорность, апатия, депрессия, отставание взросления, тревожность, беспомощность, некоммуникабельность.

    Сексуальное насилие над детьми - любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

    Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) - невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

    Можно выделить несколько явных признаков жестокого обращения с детьми, при наличии которых необходимо незамедлительно проинформировать правоохранительные органы. Это:

    следы побоев , истязаний, другого физического воздействия (за совершение таких действий установлена уголовная ответственность, предусмотренная статьями главы 16 Уголовного кодекса РФ «Преступления против жизни и здоровья»);

    следы сексуального насилия (ответственность за эти действия предусмотрена главой 18 Уголовного кодекса РФ «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности»);

    запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);

    отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними (см. ст. 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»);

    систематическое пьянство родителей , драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома и др.

    Специалист по охране прав детства совместно со специалистом образовательного учреждения, сотрудником органов внутренних дел (при необходимости) незамедлительно проводят обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования.

    Учитель, унижающий или бьющий ребенка, точно знает, что нарушает свои обязанности, Конституцию страны и еще массу законов.

    Это его не останавливает.

    Почему?

    По данным фонда «Права ребёнка», учительское насилие в школах касается 20% детей – каждого пятого.

    Пример: В Красноярском крае передано в суд дело учителя одной из школ Минусинского района, который обвиняется в жестоком обращении с детьми. Как сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе краевого ГУВД, действия 50-летнего преподавателя сотрудники милиции квалифицировали по статье 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего). Таким образом, педагогу грозит наказание в виде лишения свободы на срок до трёх лет. В настоящее время он уволен из школы. Как показало расследование, учитель, в частности, вывел одного из учеников из класса, с силой скрутив ему ухо, другую ученицу педагог, выгоняя из класса во время перемены, толкнул. Девочка упала и ударилась.

    Было установлено, так учитель вёл себя постоянно, причём на глазах всего класса.

    Некоторые учителя бьют линейками, сбрасывают тетради, награждают подзатыльниками, навешивают различные прозвища.

    Законодательное регулирование и ответственность

    Запрет методов применения физического и психического насилия в образовательных учреждениях прямо предусмотрен российским законодательством:

    Пункт 6 статьи 15 Закона РФ «Об образовании »

      Увольнение : в силу п. 2 ст. 336 Трудового кодекса РФ, применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника является основанием для расторжения трудового договора с педагогом.

      Уголовная ответственность :

    - Статья 156 УК РФ предусматривает наказание за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, в частности, педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

    Уголовная ответственность может также наступить за причинение тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью (ст. 111 , 112, 115 УК), доведение до самоубийства (ст. 110 УК), побои (ст. 116 УК), истязание (ст. 117), оставление в опасности (ст. 125 УК), незаконное лишение свободы (ст. 127 УК), оскорбление (ст. 130 УК).

      Гражданско-правовая ответственность : при причинении ребенку физических и нравственных страданий его законный представитель будет вправе требовать возмещения вреда, причиненного личности или имуществу (ст. 1064 Гражданского кодекса РФ), а также возмещения морального вреда (ст. 151 Гражданского кодекса РФ).

      Статья 336 ТК РФ предусматривает увольнение учителя даже за однократное применение физического или психического насилия к ученику. Мера необходимая и оправданная.

      Пункт 6 статьи 15 гласит: «Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается».

    Статья 156 УК РФ Мы остановимся подробнее на указанной выше статье 156 Уголовного кодекса РФ, поскольку она предусматривает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

    Совершение такого преступления наказывается :

    штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо

    обязательными работами на срок до двухсот двадцати часов, либо

    исправительными работами на срок до двух лет, либо

    лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

    Учителю запрещено:

      Применять к учащемуся меры физического и психического насилия.

      Выгонять ученика с урока.

      Выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося.

    Исключением из этого правила может быть только ситуация, когда то, что лежит в кармане ученика, представляет опасность для его жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья окружающих. Чрезвычайность ситуации дает право учителю отобрать, например, взрывоопасный предмет, ядовитую жидкость и пр. Но в любом случае в действиях учителя не должно быть ничего такого, что унижало бы человеческое достоинство ученика.

      Отобрать что-либо у другого человека и положить к себе в карман, то есть присвоить, нельзя. Даже если это пачка сигарет или жевательная резинка. А вот сообщить родителям, что их ребенок носит с собой в школу сигареты, учитель обязан.

    Курящий в школе ученик сам нарушает установленные запреты, и к нему могут быть применены различные меры воздействия, предусмотренные Уставом школы, но даже в этом случае отобрать сигареты нельзя. Нарушителю может быть лишь предложено добровольно выбросить или отдать их учителю для последующей передачи родителям.

      Ни личные досмотры учеников в школе, ни изъятие личных вещей ученика кем-либо из сотрудников школы не допускаются. Ведь это считается нарушением конституционного права на личную неприкосновенность и права собственности.

    Школьное насилие оказывает на детей прямое и косвенное влияние .

      Падает самооценка, он чувствует себя затравленным. Во-первых, длительные школьные издевки сказываются на Я ребенка. Такой ребенок в дальнейшем пытается избегать отношений с другими людьми.

      Во-вторых, роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. У такого ребенка выше риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств. Для жертв школьного насилия чаще характерны невротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, в худшем случае возможно формирование посттравматического синдрома.

      В-третьих, у подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде.

      Будьте внимательны к своим ученикам, отмечайте малейшие изменения в их поведении.

      Обратите внимание на изменение работоспособности ученика.

      Нельзя торопиться с выводами, проявляйте терпение, доброжелательность. Побеседуйте с родителями.

      Будьте объективны не только в оценке ученика, но и в сложившейся ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам.

      Всегда чувствуйте психологическую атмосферу в классе. Для этого необходимо: наблюдать за детьми, обращать внимание на их поведение, понимать выражение глаз, их мимику и жесты.

      Искренне интересуйтесь жизнью своих учеников.

      Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей: не придирайтесь, не пытайтесь переделать, не критикуйте, чаще хвалить

    Нормативные документы:

      Закон РФ «Об образовании», ст. 15. п.6, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57

      Трудовой кодекс РФ, ст. 21

      Конституция РФ, ст. 43

      Конвенция о правах ребенка, ст. 31; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», п. 2.9.19

    Психологическое насилие в школе - миф или реальность?

    В образовательном учреждении педагог является одной из ключевых фигур, влияющих на психическое и соматическое здоровье детей. Различные парадигмы образования ориентируют учителя на создание комфортной развивающей среды для детей, умение строить конструктивное взаимодействие с учеником как во время урока, так и во внеурочной деятельности (в начале XXI века лидировало личностно-ориентированное обучение, а в последние годы «набирает силу» компетентностный подход в образовании).

    К сожалению, наши школы еще далеки от реализации принципов гуманизма и толерантного отношения к самой уязвимой и незащищенной категории населения - детям.

    Факты психологического насилия в образовательных учреждениях не скрываются ни взрослыми, ни детьми, и выражаются они в угрозах в адрес обучающегося, преднамеренной изоляции школьника; предъявлении к ученику чрезмерных требований, не соответствующих возрасту; оскорблении и унижении достоинства; систематической необоснованной критике ребенка, выводящей его из душевного равновесия; демонстративном негативном отношении к обучающемуся.

    Психологическое насилие, совершаемое учителем в виде сарказма, насмешек, высмеивания, унижения личности, приводит к функциональным изменениям в здоровье ребенка, отчуждению его от школы. Многочисленные исследования ученых показали, что насильственные действия педагогов в начальной школе ведут к более низкому проявлению способностей детей, их социальной некомпетентности. Такое насилие рождает проблемы в поведении детей - агрессию, чувство неадекватности и неполноценности, вызывает у ребенка стресс, подобный эффекту травмы и физического насилия.

    В научных публикациях отражены некоторые особенности личности учителя, способствующие возникновению насильственных действий по отношению к учащимся. К ним относятся: ригидность, стремление к доминированию, тревожность, быстрая раздражительность (особенно на провоцирующее поведение ребенка), низкая самооценка, депрессивность, импульсивность, зависимость, низкий уровень эмпатии и открытости, низкая устойчивость к стрессу, эмоциональная лабильность, агрессивность, замкнутость, подозрительность.
    Стресс, «выгорание» и профессиональная деформация учителя искажают объективную картину поведения ученика, приводят к негативному восприятию любой ситуации «непослушания», становятся пусковым механизмом для «выяснения отношений». У детей, страдающих от насилия учителя, возникают симптомы посттравматического стресса, формируется комплекс неполноценности, ущербности. В младших классах такие ученики проецируют насилие в виде агрессии к животным, сверстникам, а в подростковом возрасте их мишенью становятся и сами учителя.

    Анализ данной проблемы в школах показал, что у педагогов существуют заниженные представления о вреде и последствиях психологического насилия по отношению к учащимся. Многие педагоги считают, что больший вред наносится ребенку в случае физического насилия, нежели словесного (вербального). Жизнь показывает другое - детские суициды чаще связаны с длительно повторяющимися эмоциональными и социальными формами насилия, постепенно или спонтанно расшатывающими неокрепшую психику несовершеннолетнего.

    В рамках всемирной акции «16 дней без насилия» Уполномоченным по правам ребенка в НАО в восьми школах было проведено анкетирование (методом «случайной выборки») и беседы с учащимися по проблеме психологического насилия. Всего участвовало 386 учащихся в возрасте 13 - 17 лет. Результаты были неутешительными: в образовательных учреждениях данная проблема существует (испытывали оскорбление или унижение со стороны учителей один раз - 14,5 % опрошенных, несколько раз - 12 % детей). Более ранимо по отношению к себе реагируют учащиеся в возрасте 13 - 15 лет, находящиеся на пике подросткового возраста.
    Высокий уровень психологического насилия отмечается и в отношениях между подростками (каждый четвертый ребенок испытал неоднократные унижения и оскорбления со стороны сверстников).

    Незначительное количество утвердительных ответов в графе «родители» свидетельствует о том, что в семьях различные виды психологического насилия со стороны родителей, родственников к детям не воспринимаются как не соответствующие норме. В системе конвенциальных норм, в отношениях «свой - чужой» все обиды переносятся острее, тяжелее, и оставляют неизгладимый след в душевном здоровье ребенка.

    Очень часто одни детские проблемы наслаиваются на другие. Школьник, испытывающий трудности в обучении, общении с одноклассниками, становится очень чувствительным к эмоциональным реакциям педагога. Любое требование с его стороны, не согласующееся с ожиданиями ребенка, воспринимается как отрицание, недоброжелательность, предвзятость. Следует также учитывать, что в понимании ребенка психологическое насилие - сугубо индивидуальный конструкт, если факт насилия - единичный. В ситуациях массового «отторжения» детей в системе «учитель - ученик» необходимо искать причину в личности учителя, его методах обучения и стиле межличностного взаимодействия.

    В Декларации прав ребенка (1959 г) сказано, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». В Конвенции о правах ребенка (1989г), в ст. 19, черным по белому написано: «государства - участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения». В Законе РФ «Об образовании» (1992 г.), в ст. 15, четко обозначено: «дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается». В наших школах, вопреки всем нормативно-правовым актам, - допускается?

    Вывод один: только осознанное восприятие насилия в школе как феномена, знание о различных видах насилия, психическое здоровье учителя, моральные суждения учителей, их ценности, ожидания и поведение, а также - правовая компетентность, могут стать превентивным барьером для любых видов насилия по отношению к детям.
    Каждый случай негуманного отношения к ребенку - на совести взрослого, преступившего черту дозволенного.

    Уполномоченный по правам ребенка в НАО
    Т.Е.Гашева

    Вообще говоря, отлично написано.
    Вскрыта тотальная дисфункциональность и склонность к насилию, вследствие патологических черт характера, значительной части учительниц. Вопрос проведения психиатрической экспертизы учителей крайне актуален, ведь психическое насилие в школах широко распространено и самими учительницами воспринимается как метод воспитания и поддержания порядка.
    Тем самым они ломают психику детей с младшего школьного возраста, подрывают их мотивацию учиться, препятсвуют их социализации и просто разрушают психическое здоровье детей.

    А в этой статье хорошо освещено, что является насилием со стороны облеченных властью женщин, в отношении вверенных им детей:

    Огромный недостаток современной семьи и школы - это отсутствие в ней обучения школьников методам и практике психологической самозащиты. Зато практики психологического насилия в жизни ребенка сколько угодно - и в отношениях учителей и учеников, и в отношениях детей и родителей, и в отношениях детей между собой.

    Отношения взрослых и детей благодаря неизменной однонаправленности закладывают в психику подростков устойчивые схемы подчинения. Это схемы двух типов. Первый тип - подчинение, оправданное естественным распределением ролей. Оно возникает в жизни всюду там, где при больших различиях в компетентности право на определение способов действия предоставляется более компетентной стороне. Например, клиент не вмешивается в сам процесс портновского кроя, в использование ножниц парикмахером, в приготовление пищи ресторанными поварами. Так же и взрослый компетентнее ребенка и это порождает естественное подчинение.
    Второй тип подчинения ребенка взрослому в корне отличается от первого. Это совершенно не обоснованное и ничем не оплаченное подчинение, которое в школе и дома иногда бывает очень похоже на рабство.

    Пункт 6 статьи 15 Закона "Об образовании" гласит:
    "Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается ".

    Человеческое достоинство является одним из главных оснований прав человека. Бывает, что люди (дети и подростки особенно) не могут идентифицировать нарушение прав человека, но чувствуют себя униженными. В любом случае, когда мы чувствуем ущемление человеческого достоинства, можно говорить о нарушении прав человека. Все права и свободы человека, так или иначе, связаны с человеческим достоинством. Поэтому очень важно идентифицировать психологическое насилие детей и в школе и в семье, дать этому понятию четкое определение.

    Физическое насилие - любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.
    Психическое насилие - воздействие на психику человека путем запугивания, угроз, с тем чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов.
    Психологическое (эмоциональное) насилие - периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.

    Психологическим насилием является :

    Отвержение ребенка, открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
    . оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
    . угрозы в адрес ребенка;
    . преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, принуждение к одиночеству;
    . предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
    . ложь и невыполнение взрослым обещаний;
    . однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
    . обвинение в адрес ребенка (брань, крики);
    . принижение его успехов, унижение его достоинства;
    . длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
    . совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям; похищение ребенка; подвергание ребенка аморальным влияниям;
    . причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка

    К чему приводит психологическое насилие, в чем проявляется :

    Задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);
    . импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (кусание ногтей, вырывание волос), злость;
    . попытки совершения самоубийства, потеря смыла жизни, цели в жизни (у подростков);
    . уступчивость, податливость;
    . ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, людей, боязнь гнева;
    . депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность;
    . запущенность, отсутствие заботы о детях - невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре;
    . не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес, ребенок постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу;
    . брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
    . нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи;
    . не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно;
    . устает, апатичен, отклонения в поведении, противоправное поведение.
    Если ваш ребенок (подросток) говорит вам, что подвергается насилию, то:
    . Поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.
    . Не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ваш ребенок.
    . Внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания.
    . Не преуменьшайте его боли, говоря, что "не случилось ничего страшного, все пройдет...".
    . Не отвергайте его, если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то что может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.

    Психологическое насилие в школе – миф или реальность?
    Уполномоченный по правам ребенка в НАО
    Т.Е.Гашева
    В образовательном учреждении педагог является одной из ключевых фигур, влияющих на психическое и соматическое здоровье детей. Различные парадигмы образования ориентируют учителя на создание комфортной развивающей среды для детей, умение строить конструктивное взаимодействие с учеником как во время урока, так и во внеурочной деятельности (в начале XXI века лидировало личностно-ориентированное обучение, а в последние годы «набирает силу» компетентностный подход в образовании).
    К сожалению, наши школы еще далеки от реализации принципов гуманизма и толерантного отношения к самой уязвимой и незащищенной категории населения – детям.
    Факты психологического насилия в образовательных учреждениях не скрываются ни взрослыми, ни детьми, и выражаются они в угрозах в адрес обучающегося, преднамеренной изоляции школьника; предъявлении к ученику чрезмерных требований, не соответствующих возрасту; оскорблении и унижении достоинства; систематической необоснованной критике ребенка, выводящей его из душевного равновесия; демонстративном негативном отношении к обучающемуся.
    Психологическое насилие, совершаемое учителем в виде сарказма, насмешек, высмеивания, унижения личности, приводит к функциональным изменениям в здоровье ребенка, отчуждению его от школы. Многочисленные исследования ученых показали, что насильственные действия педагогов в начальной школе ведут к более низкому проявлению способностей детей, их социальной некомпетентности. Такое насилие рождает проблемы в поведении детей – агрессию, чувство неадекватности и неполноценности, вызывает у ребенка стресс, подобный эффекту травмы и физического насилия.
    В научных публикациях отражены некоторые особенности личности учителя, способствующие возникновению насильственных действий по отношению к учащимся. К ним относятся: ригидность, стремление к доминированию, тревожность, быстрая раздражительность (особенно на провоцирующее поведение ребенка), низкая самооценка, депрессивность, импульсивность, зависимость, низкий уровень эмпатии и открытости, низкая устойчивость к стрессу, эмоциональная лабильность, агрессивность, замкнутость, подозрительность.
    Стресс, «выгорание» и профессиональная деформация учителя искажают объективную картину поведения ученика, приводят к негативному восприятию любой ситуации «непослушания», становятся пусковым механизмом для «выяснения отношений». У детей, страдающих от насилия учителя, возникают симптомы посттравматического стресса, формируется комплекс неполноценности, ущербности. В младших классах такие ученики проецируют насилие в виде агрессии к животным, сверстникам, а в подростковом возрасте их мишенью становятся и сами учителя.
    Анализ данной проблемы в школах показал, что у педагогов существуют заниженные представления о вреде и последствиях психологического насилия по отношению к учащимся. Многие педагоги считают, что больший вред наносится ребенку в случае физического насилия, нежели словесного (вербального). Жизнь показывает другое - детские суициды чаще связаны с длительно повторяющимися эмоциональными и социальными формами насилия, постепенно или спонтанно расшатывающими неокрепшую психику несовершеннолетнего.
    В рамках всемирной акции «16 дней без насилия» Уполномоченным по правам ребенка в НАО в восьми школах было проведено анкетирование (методом «случайной выборки») и беседы с учащимися по проблеме психологического насилия. Всего участвовало 386 учащихся в возрасте 13 – 17 лет. Результаты были неутешительными: в образовательных учреждениях данная проблема существует (испытывали оскорбление или унижение со стороны учителей один раз – 14,5 % опрошенных, несколько раз – 12 % детей). Более ранимо по отношению к себе реагируют учащиеся в возрасте 13 – 15 лет, находящиеся на пике подросткового возраста.
    Высокий уровень психологического насилия отмечается и в отношениях между подростками (каждый четвертый ребенок испытал неоднократные унижения и оскорбления со стороны сверстников).
    Незначительное количество утвердительных ответов в графе «родители» свидетельствует о том, что в семьях различные виды психологического насилия со стороны родителей, родственников к детям не воспринимаются как не соответствующие норме. В системе конвенциальных норм, в отношениях «свой – чужой» все обиды переносятся острее, тяжелее, и оставляют неизгладимый след в душевном здоровье ребенка.
    Очень часто одни детские проблемы наслаиваются на другие. Школьник, испытывающий трудности в обучении, общении с одноклассниками, становится очень чувствительным к эмоциональным реакциям педагога. Любое требование с его стороны, не согласующееся с ожиданиями ребенка, воспринимается как отрицание, недоброжелательность, предвзятость. Следует также учитывать, что в понимании ребенка психологическое насилие – сугубо индивидуальный конструкт, если факт насилия – единичный. В ситуациях массового «отторжения» детей в системе «учитель - ученик» необходимо искать причину в личности учителя, его методах обучения и стиле межличностного взаимодействия.
    В Декларации прав ребенка (1959 г) сказано, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». В Конвенции о правах ребенка (1989г), в ст. 19, черным по белому написано: «государства – участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения». В Законе РФ «Об образовании» (1992 г.), в ст. 15, четко обозначено: «дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается». В наших школах, вопреки всем нормативно-правовым актам, - допускается?
    Вывод один: только осознанное восприятие насилия в школе как феномена, знание о различных видах насилия, психическое здоровье учителя, моральные суждения учителей, их ценности, ожидания и поведение, а также – правовая компетентность, могут стать превентивным барьером для любых видов насилия по отношению к детям.
    Каждый случай негуманного отношения к ребенку – на совести взрослого, преступившего черту дозволенного.

    Вообще говоря, отлично написано.
    Вскрыта тотальная дисфункциональность и склонность к насилию, вследствие патологических черт характера, значительной части учительниц. Вопрос проведения психиатрической экспертизы учителей крайне актуален, ведь психическое насилие в школах широко распространено и самими учительницами воспринимается как метод воспитания и поддержания порядка.
    Тем самым они ломают психику детей с младшего школьного возраста, подрывают их мотивацию учиться, препятсвуют их социализации и просто разрушают психическое здоровье детей.

    А в этой статье хорошо освещено, что является насилием со стороны облеченных властью женщин, в отношении вверенных им детей:

    Огромный недостаток современной семьи и школы - это отсутствие в ней обучения школьников методам и практике психологической самозащиты. Зато практики психологического насилия в жизни ребенка сколько угодно - и в отношениях учителей и учеников, и в отношениях детей и родителей, и в отношениях детей между собой.

    Отношения взрослых и детей благодаря неизменной однонаправленности закладывают в психику подростков устойчивые схемы подчинения. Это схемы двух типов. Первый тип - подчинение, оправданное естественным распределением ролей. Оно возникает в жизни всюду там, где при больших различиях в компетентности право на определение способов действия предоставляется более компетентной стороне. Например, клиент не вмешивается в сам процесс портновского кроя, в использование ножниц парикмахером, в приготовление пищи ресторанными поварами. Так же и взрослый компетентнее ребенка и это порождает естественное подчинение.
    Второй тип подчинения ребенка взрослому в корне отличается от первого. Это совершенно не обоснованное и ничем не оплаченное подчинение, которое в школе и дома иногда бывает очень похоже на рабство.

    Пункт 6 статьи 15 Закона "Об образовании" гласит:
    "Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается".
    Человеческое достоинство является одним из главных оснований прав человека. Бывает, что люди (дети и подростки особенно) не могут идентифицировать нарушение прав человека, но чувствуют себя униженными. В любом случае, когда мы чувствуем ущемление человеческого достоинства, можно говорить о нарушении прав человека. Все права и свободы человека, так или иначе, связаны с человеческим достоинством. Поэтому очень важно идентифицировать психологическое насилие детей и в школе и в семье, дать этому понятию четкое определение.
    Физическое насилие - любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.
    Психическое насилие - воздействие на психику человека путем запугивания, угроз, с тем чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов.
    Психологическое (эмоциональное) насилие - периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности

    Психологическим насилием является :

    Отвержение ребенка, открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
    оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
    угрозы в адрес ребенка;
    преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, принуждение к одиночеству;
    предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
    ложь и невыполнение взрослым обещаний;
    однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
    обвинение в адрес ребенка (брань, крики);
    принижение его успехов, унижение его достоинства;
    длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
    совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям; похищение ребенка; подвергание ребенка аморальным влияниям;
    причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка

    К чему приводит психологическое насилие, в чем проявляется :

    Задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);
    импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (кусание ногтей, вырывание волос), злость;
    попытки совершения самоубийства, потеря смыла жизни, цели в жизни (у подростков);
    уступчивость, податливость;
    ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, людей, боязнь гнева;
    депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность;
    запущенность, отсутствие заботы о детях - невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре;
    не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес, ребенок постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу;
    брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
    нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи;
    не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно;
    устает, апатичен, отклонения в поведении, противоправное поведение.
    Если ваш ребенок (подросток) говорит вам, что подвергается насилию, то:
    Поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.
    Не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ваш ребенок.
    Внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания.
    Не преуменьшайте его боли, говоря, что "не случилось ничего страшного, все пройдет...".
    Не отвергайте его, если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то что может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.

    О дисциплинарной ответственности педагогических работников, допустивших применение методов физического и (или) психического насилия над обучающимися

    Текст документа по состоянию на январь 2014 года


    В Министерство общего и профессионального образования Свердловской области поступают обращения граждан по фактам применения педагогическими работниками методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающихся.

    Профилактика антипедагогических действий педагогических работников связана с выяснением причин, вызывающих подобные действия. Такими причинами могут быть недостаток педагогического опыта, социально-психологическое состояние, склонность к насилию у конкретного педагога. Организация профилактики насилия по отношению к обучающимся предусматривает повышение качества процедуры приема педагогов на работу, организацию со стороны администраций образовательных учреждений соответствующей психолого-педагогической деятельности с педагогическими коллективами и отдельными педагогами, решительное пресечение фактов грубого отношения к обучающимся.

    Практика рассмотрения Министерством общего и профессионального образования Свердловской области обращений граждан свидетельствует о трудностях, возникающих у руководителей образовательных учреждений при применении соответствующей статьи 336 Трудового кодекса Российской Федерации: "основанием прекращения трудового договора с педагогическим работником образовательного учреждения является применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника".

    Решение о проведении дисциплинарного расследования принимается, когда имеются достаточные данные, указывающие на наличие события дисциплинарного проступка, связанного с применением физического или психического насилия над детьми. В Комментарии к Семейному кодексу Российской Федерации (М.: БЕК, 1996.) говорится, что в случае физического насилия речь может идти о побоях, причинении физических страданий любым способом. Психическое насилие выражается в угрозах, внушении чувства страха, подавлении всякой воли ребенка и т.п. Комментарий к Закону РФ "Об образовании" (М.: Юристъ, 1996.) дает следующую трактовку понятий психическое и физическое насилие. Физическое насилие - применение физической силы, принудительное физическое воздействие, преднамеренное нанесение физических повреждений. Физическое насилие распознается не только по внешнему виду обучающегося, но и по психическому состоянию ребенка. Психическое насилие - это такое воздействие на обучающегося, которое причиняет ему душевное страдание, в частности, может понижать его нравственный (духовный), социальный статус. Формами психического насилия являются: угрозы в адрес обучающегося, его преднамеренная изоляция, предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту, оскорбление и унижение достоинства, систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия, постоянная негативная характеристика обучающегося, демонстративное негативное к нему отношение.

    Общий порядок привлечения педагогического работника к дисциплинарной ответственности определен ст. 193 Трудового кодекса РФ и пп. 2, 3 ст. 55 Закона РФ "Об образовании". Согласно ст. 193 Трудового кодекса РФ до применения дисциплинарного взыскания руководитель образовательного учреждения должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка. Приказ (распоряжение) о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. В случае отказа работника подписать указанный приказ (распоряжение) составляется соответствующий акт.

    Согласно пп. 2, 3 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника образовательного учреждения, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся, воспитанников.

    Процедура проведения такого дисциплинарного расследования (установления факта применения методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника) нуждается в соответствующем закреплении в уставе образовательного учреждения.

    Решение о проведении дисциплинарного расследования принимается руководителем образовательного учреждения или лицом, исполняющим его обязанности. Основанием для принятия решения о проведении дисциплинарного расследования могут служить письменные заявления обучающихся или их родителей, докладные записки педагогических и иных работников образовательного учреждения, факты применения методов воспитания, связанные с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, письменно зафиксированные лично самим руководителем образовательного учреждения. Указанные документы не должны быть анонимными.

    Расследование факта применения педагогическим работником физического или психического насилия в отношении к обучающемуся может осуществляться комиссией дисциплинарного расследования, создаваемой приказом руководителя образовательного учреждения.

    В этом случае комиссия осуществляет расследование факта совершения педагогическим работником соответствующего дисциплинарного проступка путем:

    Опросов пострадавшего и свидетелей;

    Запроса и знакомства с материалами, которые могут служить доказательствами антипедагогических действий педагогического работника;

    Заслушивания педагогического работника, в отношении которого ведется дисциплинарное расследование;

    Заслушивания мнения должностных лиц образовательного учреждения и специалистов;

    Фиксирования показаний свидетелей и иных лиц в письменном виде.

    Без надлежащего оформления доказательств совершения педагогическим работником дисциплинарного проступка применение дисциплинарного взыскания (в том числе увольнение) может быть признано незаконным. Доказательствами факта применения педагогом методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над обучающимися могут являться заявления обучающегося (потерпевшего) и его родителей, показания свидетелей, акт, составленный по факту противоправных действий, заключения специалистов, вещественные доказательства.

    При опросе детей необходимо присутствие педагога или психолога, а в случае необходимости родителей (законных представителей). Результаты опроса должны быть оформлены в письменном виде.

    В процессе дисциплинарного расследования комиссия выясняет наличие события и состава дисциплинарного проступка, вины педагогического работника.

    По результатам работы комиссия готовит итоговый документ (заключение, протокол), который подписывается членами комиссии. В итоговом документе указываются обстоятельства дисциплинарного проступка, доказательства, на которых построены выводы комиссии, мнение комиссии о мерах, которые необходимо применить к педагогическому работнику, совершившему дисциплинарный проступок, а также иная информация, существенная для рассмотрения проступка и принятия по нему решения. Итоговый документ направляется руководителю образовательного учреждения с приложением материалов, собранных комиссией.

    Итоговый документ комиссии дисциплинарного расследования может являться основанием для издания приказа руководителя образовательного учреждения о привлечении педагогического работника к дисциплинарной ответственности (в том числе увольнении). Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка. До издания приказа руководитель образовательного учреждения берет от педагогического работника объяснение в письменной форме. Приказ о применении дисциплинарного взыскания объявляется педагогическому работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания.


    И.о. министра
    В.В.НЕСТЕРОВ


    Please enable JavaScript to view the comments