Идеи орнаменты для вышивки икон. Как правильно вышивать иконы? Советы и рекомендации

, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета Церковных художеств ПСТГУ :

Я ничего плохого не вижу в том, что рукодельница вышивает иконный образ, если в этом нет никакого дурного умысла.

Но думаю, что она при этом должна получить на свою работу благословение священника. Если хорошо получается работа – то и пусть себе делает рукодельница вышивку.

Может быть, эта вышивка станет первым шагом к тому, что мастерица решит больше узнать о церковном искусстве, об иконе и об образе, на ней изображенном, затем и об иконографии. Может быть, захочет – и это главное – углубиться в духовную жизнь.

А ошибки – кто их не допускает?

Другое дело, что при продаже иконных образцов для вышивки все-таки нужно придерживаться благочестия и ставить их отдельно от «общей продукции», тем более рядом не должно находиться никаких непристойностей.

То есть нужна цензура, но умеренная, разумная, не полицейская, не так, чтобы «забрать и не пущать».

Богоугодное дело или профанация?

Ирина Языкова, кандидат искусствоведения

В последнее время стало модным занятием вышивать иконы. Кто вышивает крестиком, кто гладью, кто бисером, иные украшают стеклярусом, стразами и прочее. Но все это рукоделие к церковной традиции имеет весьма косвенное отношение.

В истории церковного искусства, конечно, известны примеры шитых икон, великолепные образцы древнерусского шитья хранятся в Государственном Историческом музее, Третьяковской галерее, Русском и других музеях. Но древнерусское шитье – не совсем вышивка. И дело тут не только в технике. А в подходе, назначении, глубинном смысле.

Шитье всегда довольно широко использовалось в церковном обиходе, но при этом шитых икон было не так уж много. Иконы все-таки большей частью писали на досках. А шитыми делали плащаницы, пелены, воздухи, покровцы, хоругви, шитьем украшали облачения священства и т.д., то есть, все это были вещи, связанные с богослужением.

Чаще всего рисунок создавали иконописцы-знаменщики, как правило, мужчины, а вышивали по этому рисунку женщины. Этим занимались монахини или высокопоставленные мирянки: княгини, княжеские и боярские дочери. Причем сюжеты, особенно плащаниц, были глубоко продуманы богословски и литургически, и в этом всегда принимало участие образованное духовенство.

При таком подходе шитье никак невозможно назвать женским рукоделием. Хотя и такой жанр процветал в Древней Руси, но рукоделие обслуживало бытовые потребности, и древнерусские вышивальщицы доходили до большой виртуозности: вышитые сорочки, сарафаны, полушалки, платки, скатерти, полотенца, белье и проч. поражают тонкостью работы, вкусом, самобытностью. Народное рукоделие было в большой чести и высоко ценилось.

Но народная вышивка и церковное шитье существовали параллельно, потому что для вышивки требовались только материал, фантазия да умелые руки мастерицы, а для шитья – знание канонов, иконографии, владение сложнейшей техникой золотного, лицевого и прочего шитья, да к тому же не просто благословение, но контроль Церкви, потому что шитые вещи делались для храмового употребления.

В древности никому не пришло бы в голову повесить в храме вышитую икону, да и в домашнем обиходе их практически не было. К иконе как к священному образу относились в высшей степени серьезно. Со времен VII Вселенского собора утвердилось понятие, что икона должна быть сделана из прочного материала. Даже бумажные иконные изображения появились не ранее конца XVII века, а в массовое употребление вошли в XIX веке.

Но даже в Синодальный период, когда многие каноны церковного искусства были в забвении, никто не смешивал бытовую вышивку и создание иконы как священного образа. Да и взяться за создание иконы без благословения никто бы не посмел. Религиозная культура тогда была все же на определенной высоте.

Вышивальный бум в наше время связан с современной массовой культурой, которая не знает границ между сакральным и профанным. С одной стороны, человек хочет приобщиться к духовности, с другой – он не желает входить в нее глубоко, познавать каноны и смысл традиции, а приспосабливает под себя.

Казалось бы: что плохого в том, что некая раба Божия вышивает священный образ крестиком, а потом приносит освятить в церковь, и он будет висеть в ее комнате? Действительно, вроде ничего плохого нет. Вполне богоугодное занятие, подвигающее, как минимум, во время вышивания на благочестивые размышления. Но это на первый взгляд.

Если мы посмотрим на подобные изделия, как правило, они весьма невысоки по своему качеству. Обычно вышиты они по тем трафаретам, которые продаются в магазинах (церковных и светских, тут уж коммерция постаралась!), а эти трафареты сами по себе уже являются профанацией священного образа.

Плохие по рисунку, аляповатые по цвету, совершенно безвкусные, к тому же часто с ошибками в надписании и символике. А иная мастерица еще добавит что-то от себя. И выходит такой «шедевр», который очень трудно назвать иконой, священным образом. Словом, все это не более чем профанация.

Мне могут возразить. Во-первых, такие иконы освящают в храмах. Во-вторых, как правило, они вышиваются для себя, а не для храма. Да, освящают, к сожалению. У нас вообще освящение икон превратилось в некий формально-магический акт.

Любое изображение могут принести, и священник освятит, после чего оно якобы становится священным изображением. Но это не так. Чин освящения как раз и был введен в Церкви в конце XVII века, когда производство икон стало выходить из-под церковного контроля и превращалось в рыночное производство. И чтобы дать людям подлинные ориентиры, отсеять плохие, неумелые, неканоничные образы, был введен этот чин.

И священник вовсе не обязан освящать любое изображение, но лишь такое, которое отвечает канонам Церкви. Даже если эта икона для дома. Плохая икона после освящения вовсе не станет хорошей. А плохой образ сродни богохульству.

И второе. Если кто-то вышивает икону для себя, пусть ее и не выносит из дома, никому не показывает, любуется своим рукоделием сам. Но ведь хочется показать: вот я вышила не просто цветочек, а икону, посмотрите, какая я духовная! И тогда эта икона не во славу Божию, а во славу человеческую, а это грех гордыни.

Все это происходит от нашей низкой духовной культуры. Нам не хватает церковного просвещения, элементарной катехизации, подлинного воцерковления. А без этого Церковь нас не исцелит, не исправит, не преобразит. Напротив, мы ее обмирщаем, опускаем, вносим в нее массовую культуру, пытаемся устроиться в ней поудобней, а порой и переделать под себя. Но тогда причем тут Христос?

Отличить настоящее искусство от китча

, настоятель Никольского и Христорождественского храмов (Суздаль), иконописец

Искусство бывает разное. Оно необязательно строится на знании канонов, выработанных в столичных академиях. Но это всегда «искусство», то есть мастерство, которое приходит только с упорным трудом в данной области.

Есть искусство Майя или аборигенов Австралии, которое называют «наивным» или «примитивным». Несмотря на то, что оно не основано на более привычных европейскому человеку мерках «классического» искусства, мы видим, что за работой этих «примитивных» мастеров стоит много труда, знания своей традиции, «школы» и профессионализма.

Сюда же входит и качество долговечности. Пройдя длительное обучение и приложив большие старания, и мастер и заказчик хотят, чтобы изделие существовало долго. Это изделие должно быть нужным настолько, что люди будут готовы тратить время и силы на обучение и работу.

Со священными изображениями еще труднее. Человек, желающий написать красками, вышить нитками или вырезать в дереве иконный образ, к которому можно будет обращаться с молитвой, помимо иконописных канонов и профессионального мастерства («Проклят всяк творяй дело Господне с небрежением»(Иер. 48,10)) должен иметь хорошее практическое знание о том, что такое молитва.

Это должен быть глубоко верующий человек, и только тогда он сможет вложить в изделие содержание своей веры. У неверующего человека не получится молитвенный образ, так как он не имеет глубокого личного молитвенного опыта, то есть не знает основного назначения иконы.

Если мы будем подходить к изделиям церковного искусства с такими высокими мерками, мы легко сможем отличить настоящее от фальшивки и искусство от безвкусицы и китча.

Сначала учиться

, клирик храма Святителя Николая в Кленниках, иконописец, член Патриаршей искусствоведческой комиссии, доцент кафедры иконописания ПСТГУ, руководитель мастерской

Разбирая вопрос о товарах, продающихся в современных сувенирных лавках, отделах для рукоделия, нужно честно отдавать себе отчет, что именно там продается и для чего.

А если там продаются иконные изображения – не следует забывать цель и предназначение иконы. Сегодня это предназначение как литургического образа очень часто размывается и забывается, превращается во что-то иное, иногда – противоположное.

Но я подчеркиваю еще раз: икона – образ литургический, предназначенный для молитвы, для того чтобы человек, предстоящий перед образом, созерцал бы то, о чем молится Церковь, о том празднике, который совершается в конкретный день, о том святом, который вспоминается сегодня, или не обязательно сегодня.

Конечно, у иконы есть и миссионерская цель – нести через иконный образ тем, кто пока что не знает Христа, Благую весть о спасении мира Господом нашим Иисусом Христом. Поэтому икона существовала и существует не только в храмах. Но только не нужно забывать об этой цели.

Церковный образ может быть в других местах, но только при условии, что он – благовествует, а не используется в коммерческих целях. Потому очень важно спросить себя тем, кто занимается производством (в том числе и вышивкой), распространением, продажей иконных образов в различных вариантах: а для чего я это делаю?

Все-таки не стоит через святыню реализовывать нечестные коммерческие цели. Так же, как не стоит через святыню заниматься самовыражением.

И уж тем более нельзя смешивать в кучу святые образы, идиллические пейзажи, зайчиков, политических лидеров или непристойных женщин, а ведь именно так делают те, кто продает всевозможные «наборы для вышивок», предлагая рукодельницам все вышеперечисленное и не только на выбор.

Это – кощунство, насмешка над образом. Это говорит о состоянии нашего общества – и о тех, кто продает и о тех, кто покупает. И заставляет задуматься о состоянии общества в целом: осталось ли что-то святое для народа, как он относится к тому, что для него свято?

Если рукодельница хочет создать святой образ, ей надо учиться искусству иконописания, искусству вышивания образа. И в древности рукодельницы вышивали их, но – благоговейно, с молитвой, имея профессиональные навыки, которые приобретаются годами и десятилетиями. А не так: «Вышью я, пожалуй, икону, потому что мне так захотелось».

Как правило, в итоге получается что-то смешное, кукольное, ненастоящее: кукольные лица, с губками-бантиками и накрашенными щечками изображения. Ведь зачастую их создают люди, не знающие, что такое икона, не стремящиеся к ее изучению, к постижению Священного Писания, не знающие, чему должна служить икона, не отличающие икону от сувенира и не понимающие, как именно создается настоящая икона.

Для дома – ничего страшного

Александр Лавданский, иконописец

Меня коробит, что образцы для вышивания икон можно купить среди прочего, далекого от иконы, а часто даже от просто благочестия. Потому что икона – это святыня. Ну, если уж совсем не удается не продавать образцы, почему бы не выставить их совсем отдельно?

А тот факт, что икону тиражируют в какой-то другой технике и не очень профессионально – меня это не смущает. Крестиком, гладью вышивает рукодельница, как умеет – ничего в этом плохого не вижу. Лишь бы было минимальное понимание того, что это не просто изображение, а прикосновение к литургическому искусству.

Бывает, что не получилось у человека узнать получше, что такое икона, поглубже вникнуть в традицию. Но Господь приветствует устремления человека.

Наверное, ошибки здесь возможны, но все зависит от конкретного случая. Бывают вредные ошибки, то есть неправильности с богословской точки зрения. Например, ни разу не читав Евангелия, человек начинает изображать Рождество Христово. Но надо сказать, что в молодости я и сам этим грешил. Уже потом я увидел, что допустил серьезные ошибки.

А могут быть вещи не важные, например, касающиеся эстетики: допустим, слащавость в изображении. Это, конечно, плохо, но не столь серьезно, как первые варианты.

А в целом – не страшно, если рукодельница вышьет, как может, икону, повесит на стену дома. Другое дело, если она принесет ее в храм и какой-нибудь непонимающий батюшка выставит ее для всеобщего поклонения… Этого, понятно, не стоит делать.

Лучше делать хорошее, чем запрещать плохое

Александр Соколов, иконописец

Я люблю цитировать Председателя Мао, который сказал, что пусть цветут сто цветов.

Дурна или нет самодеятельная вышитая икона – нужно смотреть в каждом отдельном случае. Но ничего предпринимать не нужно.

В современном мире церковное искусство – «элитарное». И потому оно находится как бы в стороне от «основной жизни»…

Но все равно, что в этом такого, если какая-нибудь дама месяц назад вышила пейзаж, а вот сегодня решила вышить икону?

Меня больше возмущает не то, что какая-то тетя вышивает крестиком, а то, что, например, у Европы новое лицо – бородатая женщина. И что, я буду выступать против бородатой женщины? Отвернусь просто.

Лично свою задачу я вижу в том, чтобы создавать что-то качественное, настоящее, а не в том, чтобы бороться против чего-то. Как при воспитании детей – мы не можем отвадить их от каких-то дурных привычек или привить им хороший вкус, запрещая пробовать всякую гадость. Мы должны давать им что-то хорошее, после чего они не захотят употреблять низкопробную массовую продукцию.

Вышивка - это целое искусство. Процесс этот не только увлекательный и интересный, но и кропотливый. Он требует много терпения и усидчивости. Однако, если освоить эту технику, можно с успехом применить свои навыки на практике. Можно с помощью вышивки украсить предметы одежды и интерьера, а можно вышить картины или церковные иконы с ликами святых. До начала работы следует разобраться, какие трудности таит в себе иконы.

Подбираем нужные материалы

Для того чтобы начать вышивать иконки крестиком, запаситесь следующими инструментами и материалами:

  • рисунок (схема), по которому будет вышиваться изображение;
  • нитки-мулине;
  • канва (ткань);
  • специальная игла;
  • ножницы;
  • пяльцы или станок.

Для того чтобы освоить такую технику, воспользуйтесь специально разработанными схемами вышивки икон крестиком. Приобретаются они обычно в любом магазине рукоделия.

Кроме того, на просторах интернета можно скачать совершенно бесплатно схемы вышивки иконы крестом. Такая схема представляет собой рисунок, разлинованный на маленькие клетки. Каждая такая клетка соответствует одному крестику. Для бесплатного скачивания доступны схемы двух видов: цветные и черно-белые.

Перед покупкой определяемся с качеством ниток. Для тонкой канвы подойдут тонкие нити, для плотной ткани возьмите нити потолще. Вышитые крестиком иконы чаще выполняются нитками мулине. При применении ниток высокого качества готовое вышивание будет выглядеть изящно и богато. Такие нити ложатся мягко на канву, блестят и не полиняют после стирки.

Специальная ткань для вышивки крестиком называется канва. При выборе канвы стоит руководствоваться характером предстоящей работы. Для выполнения вышивки бытовых предметов (рушников и т. д.) применяется канва с неявно выраженной сеткой. По внешнему виду она напоминает обычное льняное полотно. Работать с такой канвой достаточно сложно.

Для изготовления картин и икон применяется канва с четкой сеткой. Это значительно упрощает работу. Производители часто наносят на канву специальную разметку. При отсутствии рекомендуется выполнить разметку самостоятельно.

Вышивают крестиком с применением специальной иглы. Она разительно отличается от игл, предназначенных для простого шитья - имеет длинное ушко и закругленный край. Такая иголка предназначена не для прокалывания ткани, а для того, чтобы раздвигать волокна.

Для работ, связанных с вышивкой, приобретаются отдельные ножницы. Они должны быть маленькие и с заостренными концами. Предназначаются они только для обрезания ниток.

Для выполнения работы как нитками, так и бисером применяются пяльцы. Пяльцы - это два обруча разного диаметра. Наложенную на нижний обруч ткань прижимают сверху большим обручем. Натяжение ткани регулируют, затягивая винт. Удобно применять пяльцы на подставке (станок). В этом случае свободны обе руки, что облегчает выполнение работы. Пяльцы бывают:

  • деревянные с металлическим винтом;
  • пластиковые с пластиковым винтом;
  • квадратные.

Пяльцы обычно пережимают ткань. Старайтесь переставлять их как можно реже.

Существует свод правил для вышивания крестом. После того как инвентарь подготовлен, скачаны бесплатно схемы вышивки крестом православной иконы, приступайте к работе.

Вышивка не любит спешки . Начинающим рукодельницам рекомендуется приобрести набор. Он состоит из готовой канвы, схемы и нитей. Неопытным мастерицам можно начать работать с детскими наборами, чтобы потренироваться в технике выполнения стежков и умении прятать правильно нитку. В такие наборы, как правило, входит от 5 до 8 цветов. Для начала этого достаточно. Можно начинать вышивать храмы, такие схемы проще, чем схемы икон.

Используемый цвет нитей должен соответствовать правилам и канонам. Никогда не используют черный и серый цвета для выполнения православных икон. К цветам, которые символизируют вечный мир, жизнь, чистоту и святость относятся:

  • белый;
  • золотой;
  • синий;
  • зеленый;
  • пурпурный.

Перед началом работы края канвы обрабатывают. Сделать это можно стежками вручную или на швейной машине, а также с помощью бесцветного лака для ногтей или малярного скотча. Такая обработка необходима, чтобы ткань не сыпалась в процессе работы.

Алгоритм действий при правильной вышивке крестом:

  • находят середину канвы;
  • делают разметку, используя нить, карандаш или маркер;
  • вставляют работу в пяльцы;
  • начинают вышивать.

Канва в пяльцы натягивается хорошо и равномерно. Иначе крестики могут выйти разных размеров, внешний вид готовой работы будет заметно испорчен, его невозможно будет исправить.

Основной залог успеха в кропотливой работе по вышивке иконы крестиком - умение читать схемы. Схемы бывают цветные и черно-белые:

Существует три варианта начала работы. Можно начинать из центра, с нижнего или с верхнего угла канвы. Канва заполняется постепенно, начиная от первого крестика.

Если начать работу из центра, гарантированно получится симметричная икона. Однако такой метод неудобен тем, что работать придется в разных направлениях.

Начиная работу из угла, учитывают направление вышивки. Для того чтобы икона выглядела аккуратно и изящно, крестики выполняют в одну сторону.

Каждый раз, принимаясь за вышивание иконы, следует помолиться. Работать надо с добрыми мыслями, чтобы не исказить лик святого.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Вышивка иконы крестом: схемы святых образов

Вышивка иконы крестом: схемы святых образов

Икона, или образ святого, всегда были и будут востребованы и святы во всех христианских странах. Их изготавливают различными способами, одним из которых является вышивка крестом. Вышитые иконы пользуются очень большим спросом в самых различных возрастных и социальных группах людей.








Именные иконы

Очень часто люди заинтересованы в том, чтобы приобрести именные иконы. Определение понятия, что такое именные иконы, звучит приблизительно так: «Это такая икона, на которой изображен святой, в честь которого назвали человека при крещении». Вышивка крестиком икон выполняется так же, как и другие работы, где необходимо придерживаться конкретной схемы.
Бесспорная красота и магия, которую излучают вышитые иконы, может с успехом конкурировать даже с теми работами, которые написаны гениальной рукой художника. Каждая вышивальщица вкладывает в работу свою духовность, благодаря чему вышитые иконы приобретают особый, только им присущий дух.







Наборы для вышивки икон

Для того, чтобы изготовить крестиком вышитые иконы, желательно приобрести стандартный набор для вышивки. Обязательно также и наличие схемы. В каждом наборе имеется ткань, которая называется канвой. На канве есть специальные клеточки, которые нужны для удобства вышивки. Особенно удобна канва именно для вышивки крестом. Еще в наборе присутствуют нитки, инструкция, а также схемы для конкретной вышивки. Очень хорошо для удобства работы обозначить каждый цвет ниток определенным значком, который соответствует значку схемы. В этом случае вам будет намного проще находить нужный в данном месте схемы цвет нити и выполнять вышитые иконы.










Далее желательно разметить канву на квадратики десять на десять клеточек, чтобы было удобнее вышивать. Это нужно сделать специальным маркером, который можно смыть водой. Изготавливая вышитые иконы, удобнее всего размечать канву из ее центра. В том случае, если у вас нет такого маркера, не делайте это карандашом или ручкой, потому что такая разметка может остаться на канве. Вышитую канву нужно положить в холодную воду, этого будет достаточно для удаления разметки.


Иголка для вышивки крестом называется гобеленовой, она имеет неострый кончик, и большое ушко. Изготавливая вышитые иконы крестиком, начинать работу можно как снизу, так и сверху. Нужно только разобраться с тем, какие цвета используются на данном участке вышивки. Для этого в схеме имеются все необходимые указания. Там обозначены цвета нити, а также виды стежков и количество сложений нити, которые соответствуют каждому конкретному участку вышивки. Но самый оптимальный вариант, это начать вышивку из центра канвы. Для этого нужно сложить канву пополам, затем еще раз пополам. Так вы определите ее центр. Так вышивка будет расположена пропорционально, и не будет случаев нехватки размера канвы.
Вышитые иконы, как и любая другая разновидность вышитых работ, требуют наличия пялец. Перед началом работы полотно помещают в пяльцы, хорошо закрепляя его там при помощи специального приспособления. Для тех вышивальщиц, которые не имеют большого опыта, желательно выбирать небольшие полотна. Вышитые иконы красивы в независимости от их размера. Но когда они имеют большие размеры, то есть вероятность, что вы просто оставите их неоконченным, так как для вас это будет непосильный труд. Очень важно купить качественный набор для вышивания.
От этого зависит и качество выполненной работы, и красота вашей вышивки крестом. Следите за направлением крестиков. Все верхние кроющие полукрестики должны всегда смотреть в одну сторону. Это направление выберите вы сами, но потом соблюдайте его на протяжении всей работы.

Оформление иконы в рамку


Для завершения работы нужно правильно оформить вашу икону, вышитую крестиком, в подходящую рамку. Для этого нам понадобится рамка со стеклом, и задней стенкой из картона, клеящий карандаш и лист ватмана. Приготовим нашу вышивку, и разогреем утюг. Отмеряем по задней картонке ватман, и отрезаем его по мерке. На готовую вышивку с изнаночной стороны кладем вырезанный ватман белой стороной вниз. Промазываем клеящим карандашом ватман под канвой. Проглаживаем места с клеем горячим утюгом.
После этого полученную вышивку вкладываем в рамку, на стекло, и закрепляем задней стенкой из картона. Затем прикрепляем крючок и зажимаем зажимы. Вместо крючка можно использовать прочный шнурок, хорошо закрепив его.

Схемы икон